Судьба малочисленного народа в современной России

Е. В. Баркарь – религиовед, С- Петербург.

Возможно, далеко не все слышали о так называемых кряшенах. Многие предпочитают их называть крещеными татарами, которые за счет отмежевания от массы татар-мусульман, настолько обособились, что их можно было бы считать отдельной нацией или этноконфессиональной группой. Большинство кряшен предпочитают не называть себя татарами, а именовать именно кряшенами. Особенно это было заметно во время проведения переписи 2002 г.

Подробнее...

Кряшены и их народная религиозность

 Евгений Владимирович Баркарь,  религиовед, историк религии (С-Петербург).

Начиная статью о религиозности кряшен, вероятно, следовало бы привести некое краткое энциклопедическое определение того, кем собственно являются кряшены, но с подобным определением дело обстоит далеко не так просто и связано это с тем, что сама история происхождения кряшен довольно неоднозначна и относительно их происхождения существует большое количество версий.

Подробнее...

Кряшены и их соседи: межкультурное взаимодействие и этническая идентичность

 И. В. Севастьянов (аспирант)

Данные заметки основываются на наблюдениях и материалах собранных мной во время полевой работы в Республике Татарстан летом 2006 года и предыдущим летом 2005 года. Главным объектом моего внимания было кряшенское население Пестречинского и Кайбицкого районов Республики, издавна компактно проживающее в этой местности. Как известно, кряшены Пестречинского района относятся к заказанской этнографической группе; кряшенское население Кайбицкого района известно под именем «молькеевских кряшен»

Подробнее...

КРЯШЕНЫ

 Кряшены – этноконфессиональная общность, представители которой проживают в обширном регионе Поволжья и Приуралья, в частности в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области. Их называют также крещеными татарами, но сами они себя таковыми не признают, а считают себя потомками некоего тюркоязычного племени, крещеного еще в VI в.во времена Булгарского Царства. Вторая волна крещения относится ко времени после взятия Казани в 1552 г. (т.наз. «старокрещеные»), третья – второй половине XVIII в. (т.наз. «новокрещеные»). Следует отметить, что часть исследователей признают как действительно имевшее место лишь христианизацию в 16 и 18 в. Численность кряшен на сегодня оценивается по-разному – 100-300, а по некоторым источникам 700 тыс. человек. По этнографическим и языковым данным в их составе выделяется 7 этнографических групп. В сложении кряшен участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе ногайско-кыпчакские и более раннего происхождения компоненты. Исследователи отмечают, что хотя кряшены генетически связаны с казанскими татарами, но своеобразие материальной и духовной культуры, особенности языка и, что немаловажно, рост самосознания позволяют считать их самостоятельным этносом.

К последней точке зрения склоняются многие ведущие отечественные этнографы, в числе которых д.и.н. С.И. Брук, Н.И. Воробьев и Д.И. Исхаков. И действительно, в связи с происходящими в последнее время на территории России этнолингвистическими процессами, которые характеризуются ростом этнического самосознания и связанным с этим вниманием к функциональному статусу своего родного языка, кряшены по-новому оценивают свой этнос и место своего языка. Причем, эти процессы происходят не только в среде национальной интеллигенции, но и охватывают широкие слои населения разных возрастных групп. Таким образом, наблюдается процесс ревитализации родных языков с одновременным расширением их общественных функций.

Подробнее...