Издание Пермского Епархиального Управления
Люди задумываются: будет ли конец мира? Когда? Что говорит Церковь об этом? Церковь говорит: конец мира будет. Когда — неизвестно. Никто не знает ни дня, ни часа. Готовым нужно быть всегда — как ко всеобщему концу, так и к своему личному, то есть к своей смерти. Нужно быть готовым дать ответ о своей жизни.
Когда речь идет о конце, самое важное — это Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Он придет снова и будет судить всех по делам. Он Судия. Отчет нужно будет давать Ему. Кто же Он,—это Иисус Христос, о Котором столько говорят и пишут, Которому молятся, Которого чтут и от рождения Которого даже ведется наше летоисчисление? Кто Он?
Он родился две тысячи лет назад — точный год и дата неизвестны. Родился в Палестине, в городе Вифлееме. День Рождества Его празднуется 25 декабря. У нас в России из-за разницы календаря это выходит в начале января.
Мать Его — Мария, дочь Иоакима и Анны. Очень важно для нас, православных, подчеркнуть, что родился Он от Девы. Мария не знала мужа, не знала общения с мужчиной. А родила Она Иисуса Христа от Духа Святого. Его отец — Сам Господь Бог. Поэтому — и по другим причинам, — отцы и учителя Церкви определили, что Иисус Христос — тоже Бог. Он Сын Божий, значит — Бог. Трех богов у нас нет. Бог — Один, но в Нем три Лица: Отец, Сын и Дух Святой.
Мария, Мать Его, Которую мы называем Богородицею, Богоматерью, Приснодевой, жила в доме престарелого Иосифа, который и вырастил Христа. Детство Христос провел в доме старца Иосифа, который, по преданию, обучил Его ремеслу плотника. Что мы еще знаем о детстве Иисуса Христа?
Знаем, что мудрецы с Востока, нашедшие дорогу по звездам, пришли поклониться Ему и принесли Ему подарки. Знаем, что пастухам-соседям было открыто Ангелом Его рождение. И они пришли к вертепу. Вертеп — пещера, где Богородица родила своего Младенца. А затем последовало бегство всей семьи в Египет, так как царь Ирод, в страхе за свой трон — “Царь, дескать, родился. Чего доброго, меня сбросит”, — решил убить Христа. Семье удалось скрыться. Но погибли другие младенцы, которых велел уничтожить Ирод, чтобы не выжил Христос. Это первые мученики за Христа!
О детстве Его мы знаем мало. Когда Ему было 12 лет, Он уже, как взрослый, учил в храме, и все дивились мудрости Его.
Более подробно о Нем уже известно с того времени, когда Он вышел на проповедь и на служение. Ему было около 30 лет. На реке Иордан Он крестился. Крестил Его близкий родственник, ровесник, и друг Иоанн. Иоанна мы называем также Крестителем и Предтечей, так как он начал проповедь покаяния раньше Христа. Он приготовил путь, подготовил почву для проповеди Христа.
Как видим, Иисус Христос — не только Бог, но и человек. Он Богочеловек. Единственный в своем роде. В Нем соединены две природы: божественная и человеческая. Это могло произойти только непостижимым образом, непостижимым для нас, людей. А Бог устраивает все своей силой и сообразно Своей мудрости. Для Него нет ничего невозможного.
Первые месяцы Христос проповедовал на Севере, в северной части Палестины. Это провинция Галилея, галилейская страна. Мы говорим о галилейском служении Христа, о “служении”, так как деятельность Христа охватывает собой и чудеса, и добрые дела, и доброе слово, то есть проповедь, учение. Но все это — для человека, для спасения людей, которых Христос очень и очень любил и которых Он хотел направить на путь истины. Христа мы называем также “Спасителем”, ибо Он пришел для спасения людей.
Спасти — значит приблизить к Богу. Люди удалились от Бога, слабо знали, да и не очень хотели знать о Нем. Любви было маловато, процветал эгоизм. Люди ограничивались исполнением закона, предписаний, обрядов. В этом была их религиозность. Против этого восставал Христос. Он изгнал торгующих из храма, так как храм — святыня. Но Он исцелял в субботу — в неположенный для работы день. Он миловал грешников, ходил к ним в гости и принимал их угощение. Он не только проповедал, но и преподал — примером — новое отношение к человеку. Он велел видеть в каждом человеке брата и сестру, в том числе и в отверженных обществом. Он преподал закон любви к человеку. До Него были известны десять заповедей. Он сформулировал Свое учение в двух: люби Бога и люби человека. Он дышал необыкновенной добротой. Каждое Его слово и каждое дело дышало ею. И это Он заповедал и нам, людям.
Он утешал плачущих, кротких, милостивых, чистых сердцем, гонимых за правду. Им Он обещал Царство Божье, Свое Царство. Значит, близость к Богу, блаженство, высшее счастье, райское блаженное состояние духа. Это мы называем Заповедями Блаженства. С этих заповедей Он начал Свою проповедь. Взошел на гору и стал говорить, Его слушали толпы народа. Отсюда название Нагорная проповедь. Много нового сказал Он людям в этой проповеди. Исходя из Ветхого Завета, то есть, знакомого людям закона. Он дал Свой закон, более совершенный. Это уже закон Христов, христианский. Мы называем Христа поэтому также Божественным Учителем. Золотое учение о любви к ближнему оставил Он нам. В Нагорной проповеди Он велел любить не только ближнего, но и врага. Это было ново! Он учил людей доверять друг другу, ограничиваясь, без клятвы, словами “да” и “нет”. Он запрещал оскорблять друг друга, употреблять бранные слова. Он велел прощать врагов, благословлять злословящих и молиться за оскорбляющих нас. Он не велел разводиться и велел ставить заботу о духовном выше заботы о материальных благах. Он научил нас молиться, преподав нам известную молитву “Отче наш”. В ней мы молимся о пришествии Царства Божия, о хлебе насущном. Молимся о прощении наших грехов и об избавлении от дьявольских искушений. Это значит: от зла, от ненависти, от гнева, ярости, зависти, злобы... Наш долг — внимательно отнестись к этим заветам Христа и к этим прошениям молитвы “Отче наш”. Следует настойчиво стараться исполнять все это. Тогда человеческая жизнь будет легче, взаимоотношения людей между собой станут более сносными.
Самое главное — это наше ответное чувство любви Христу. Настоящая православная душа любит Его как родного, близкого, Спасителя и Богочеловека. Следует понять исключительность Христа в истории. Не следует искать параллелей в индусской мистике или думать, что Христос пришел к нам с другой планеты и улетел снова на нее. Это все размышления. Церковного учения об этом нет. Но всю историю человечества мы делим на до и после Христа. Он в центре. У нас само христианское мировоззрение христоцентрично. Недаром и счет времени ведется от Его рождества.
Как можно любить Христа? Очень просто: любить человека. Это ясно видно из притчи о Страшном Суде. Угодны Богу и наследуют Царство Божье те, кто оказал милость несчастным: накормил голодного, посетил заключенного или больного, одел раздетого. Это так просто. Твори так! — и Ты уже на верном пути ко Христу, даже если у Тебя еще вера слаба. Дела и вера дополняют Друг друга. Очень желательно иметь и то, и другое. Да и как одно без другого? Делающий добро “Христа ради” — близок ко Христу.
А имеющий веру непременно будет претворять ее в жизнь, ибо вера без дел — мертва.
В большинстве случаев Христос учил притчами, иносказательно. Иногда ученики сразу понимали смысл сказанного, иногда просили Учителя объяснить им. Учитель призывал слушать, понимать и исполнять Его слова. Например, Он рассказал притчу о семени, которое бросают в землю. Всякое ли семя приносит плод? Нет, иное падает у дороги, и его затаптывают, иное падает на камень и засыхает; а иное падает на добрую почву и приносит богатый урожай. Так и слово Божие: одни слушатели забудут его, у других его похитит диавол, третьи не приносят плода, погружаясь в мирские заботы и наслаждения. Но есть и такие, которые прослушают слово, хранят его в сердце и исполняют. Значит, эти слушатели принесли добрый плод.
Христос учил молиться. Он не только научил нас молитве “Отче наш”, но и учил постоянно и настойчиво молиться. Говорил: где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них. Что попросите у Отца Моего во Имя Мое, то дано будет вам. Он рассказал притчу о бедной вдове, которая приходила к судье и надоедала ему своими просьбами. В конце концов, судья помог ей. И вот вопрос ко всем: да разве Бог не услышит нашей настойчивой мольбы и не откликнется на нее?! Христос учил нас просить, стучать, умолять: “Просите, и дано будет вам. Ищите и найдете. Стучите — и отворят вам. Никакой отец на просьбу сына о хлебе не даст ему камень! На просьбу дать рыбу не даст змеи. Тем более Отец ваш Бог даст блага просящим у Него”. Это смысл евангельского отрывка, который читается на молебне.
Христос учил о безграничной любви Бога к людям и о бесконечном терпении. Бог прощает любого и принимает его снова, как Свое дитя при условии, что павший грешник, человек, ушедший далеко от Бога, хочет покаяться и вернуться к Богу. Известна притча Христа о Блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший ушел от отца в дальний край. Там ему плохо было, он вспомнил об отце и решил вернуться к Нему. Но далеко не был уверен, как отец примет его. Но не успел он дойти до родного дома, как Отец выбежал ему навстречу, обнял его и повелел на радостях устроить пир. Но это еще не все. Страший сын, увидя праздник и узнав о возвращении брата, не проявил радости, а наоборот, упрекнул Отца. Отец ответил: “Сын мой, ты всегда со Мной. А брат твой пропал и нашелся, умер и воскрес”. В переносном смысле, конечно. Вот так и Бог принимает своих возвращающихся к Нему детей. Только, увы: не все братья и сестры согласны с радостью Отца.
“Хорошие” христиане, не совсем ушедшие от Бога, не должны упрекать своих братьев, грешных, но не потерявших Бога совсем. Вот подобная притча, которую также рассказал Христос: два человека пришли в храм помолиться. Один был фарисей, якобы праведный, а другой — мытарь, явный грешник, злоупотреблявший своим положением сборщика податей и обдиравший народ. Фарисей молился “по-фарисейски”, якобы благодарил Бога, а на самом деле хвалил себя. “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики или как этот мытарь. Пощусь, бедным помогаю...” А мытарь не смел поднять глаза, бил себя в грудь и говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” Христос принял молитву мытаря более, чем фарисея. И добавил: “Всяк возвышающий себя, будет унижен, унижающий себя возвысится”.
Бог милосерден. Но милосерден Он в меру. Если бы Он всех нас только гладил по головке, Он был бы очень несправедлив. Он милостив к несчастным, к обиженным, к кающимся, ко всем, ищущим Его и призывающим имя Его. Но Он может и покарать отвергающих Его. Особенно строг Бог к тем, кто плохо относится к другим, не оказывает помощи нуждающимся и не прощает врагам и должникам.
Из притчи о Страшном Суде, ясно видно, что отвергнуты Богом будут все те, кто прошел мимо страданий ближнего, как бы не замечая их. В притче о милосердном самарянине Он повествует о человеке, попавшем в беду. Его чуть не убили разбойники и оставили раненым на дороге. И двое прошли мимо — хоть бы что! А третий, кстати, другого племени, сжалился над ним, перевязал раны ему и отвез в гостиницу, да еще и заплатил хозяину за уход за ним.
В притче о злом рабе повествуется, как один должник просил подождать с выплатой долга. И тот, которому он был должен, согласился. Но потом этот должник встретил своего должника, который должен был ему небольшую сумму. Тот также стал просить об отстрочке. Но злой должник привлек его к суду и бросил в тюрьму. Как же рассердился Владыка, то есть, Бог на него за это и... повелел жестоко наказать злого раба, должника. Вот как Бог наказывает немилосердных!
А притча о злых виноградарях имеет ввиду уже Самого Христа и отношение людей к Нему. Один человек посадил виноград и отдал его в наем, в аренду. Когда пришло время сбора винограда, Хозяин послал рабов Своих к арендаторам. Но они прогнали их. Тогда послал Хозяин Сына Своего потребовать сбор. Но они... просто убили Его, чтобы завладеть виноградником. Вопрос: “Как поступит Хозяин со злыми виноградарями?” Ответ может быть только один: “Он жестоко накажет их!” Вот так и Бог поступит со злыми “виноградарями” мира сего. В них зло достигло максимального накала, а покаяния не было видно ни на копейку. Что делать с такими?! Здесь уже элементарная справедливость требует наказания. Кого простить, а кого и как наказать — решать будет Бог. Конечный суд в Его власти, а мы все в Его руках. Это хотел сказать Христос своими притчами. Но надежда на милосердие Божие — есть всегда. Обратись к Нему только. Так говорит Учитель.
Помимо учения, помимо служения людям словом Своим, Христос творил и много добрых дел. Это прежде всего исцеления больных, слепых, бесноватых, лунатиков и прокаженных. Бесноватые — одержимые бесом. Это не просто нервнобольные, а люди, в которых прочно укоренилось зло. Религия объясняет зло присутствием злобных духов, духов злобы, демонов. Они мучают человека различными способами. Очевидно, очень многим из нас приходилось встречаться с людьми, больными подобным недугом, в которых злобы, хоть отбавляй. Эта злоба проявляется различными способами, но корень ее — всегда один и тот же. С подобными болезнями бороться трудно, ибо источник их — силен. Даже ученики Христовы не могли исцелять их, ибо и в них поначалу не хватало веры, божественной силы. Эти болезни, этих больных исцелял только Христос, ибо исцелял Он их божественной силой, а она — сильнее демонов.
Другая страшная болезнь, менее известная в наших широтах — проказа. Гниет тело человека, издавая ужасный запах. Обходили люди этих больных стороной. Да если бы и хотели, не могли бы им помочь. И здесь вступало в силу правило: где не может помочь человеческая сила, там включается божественная. Она помогает. Конечно, только там, где на то бывает воля Божия, когда Христу было угодно это сделать.
Помог Христос и расслабленному, парализованному, который не мог ходить и которому не помогали целебные ванны. Помог Христос именно тогда, когда больной пожаловался на отсутствие помощи со стороны людей: “Нет у меня человека, который помог бы мне войти в нужный момент в воду купальни”. Тогда его исцелил Христос.
Исцеляя Христос указывал — как в данном случае— на связь между болезнью и грехом. Болезнь — часто последствие греха. Поэтому Он сказал выздоровевшему расслабленному: “Смотри, больше не греши, чтобы не было тебе хуже!”
Любил народ и почитал Христа за эти добрые дела, за исцеления, которые иначе, как чудесами не назовешь. Для нас такие исцеления необычны и чудесны. Для Бога ничего невозможного нет! Сила Христа во много раз превосходит любую земную, естественную силу, которую мы можем себе представить! Но особенно яркие чудеса Христа — воскрешение мертвых. Из Евангелий мы знаем о трех случаях воскрешения мертвых: мальчика, сына вдовы, девочки, дочери некоего Иаира, и взрослого человека — Лазаря, друга Христа. Кратко и просто рассказывают нам Евангелия об этих случаях. Неверующему трудно это понять и представить себе. Верующему тоже не всегда легко. Нужен подвиг веры, нужна смелость доверия Евангелию, смелость мысли, высота полета. Нужно отказаться от привычных, земных человеческих представлений. Таковы факты, которые поведаны нам.
В случае Лазаря определенно известно, что прошло три дня, что тело уже стало издавать обычный в таких случаях запах. Сомнений в смерти не было и быть не могло. Это не был простой глубокий сон. Но Лазаря потом видели живого, толпы народа следовали за Христом. При этом прямо говорится, что люди толпились не только ради Иисуса, но и чтобы видеть Лазаря. У верующих нет оснований не доверять повествованию.
Преображение. Незадолго до конца Своей земной жизни Христу было угодно приоткрыть ученикам — даже не всем, а только трем — Свою славу и частицу Своего Божества. На горе Фавор — на севере Палестины — Христос преобразился перед учениками. Он принял иной образ. Лицо Его засияло, как солнце, одежды Его были белыми, как свет. Это продолжалось недолго. Ученики в страхе попадали, а затем услышали голос Божий. Это был голос Бога-Отца. Он свидетельствовал об Иисусе Христе, что Христос — Его Сын, то есть Сын Божий. Голос произнес следующее: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!” Конечно, славу Божественную Христос приоткрыл лишь частично и лишь на мгновение. Человек не может выдержать ее. Не может человек видеть Бога во всем Его величии. Но Богу было угодно частично явить ученикам Славу Иисуса Христа как Бога, для того, чтобы они, увидя вскоре Его распятие, поняли, что Он страдает добровольно, что Он мог бы и не страдать, мог бы избежать суда и распятия. Но Он добровольно и смиренно исполнил волю Отца. Пострадал за людей. Люди — очень грешные и заслуживают большого наказания. Но Он пошел страдать за нас, вместо нас. К Его страданиям мы и подошли. О них рассказывается во всех четырех Евангелиях, в предпоследних главах.
Страсти и смерть Спасителя. Массы народа Христа любили, но многие Его ненавидели. За чудеса, за добро, за новое учение, которое многим показалось слишком революционным, слишком радикальным, по сравнению с привычными в то время ветхозаветными правилами, законами и понятиями. Многих обличал Христос в нечестии, в ложном благочестии, в лицемерии, в отсутствии любви к человеку. Был и политический мотив. Боялись, что Иисус своей проповедью вызовет восстание против римлян. Тогда придут римские войска, разрушат храм и город, опустошат всю страну. Кстати, страх этот был частично обоснован. Через, примерно, сорок лет так и случилось.
Христа взяли. Взятие произошло ночью во время молитвы Христа в Гефсиманском саду. Один из 12 учеников Христа, по имени Иуда, предал Его, выступив в роли свидетеля обвинения. Христос был поставлен перед судом. Сначала это был суд местных иерусалимских властей. Христа обвинили в святотатстве, так как Он называл Себя Сыном Божиим, Но ни первосвященники, ни царь не могли предать Его смерти. Над Ним смеялись и издевались, но смертный приговор мог быть вынесен только по решению римского суда, то есть суда оккупационных властей. Таковой суд свершился в лице губернатора Иерусалимской области Понтия Пилата. Пилат не хотел брать лишнего греха на душу, тем более что он был убежден в невиновности Иисуса Христа. Религиозные споры его не интересовали: и только, когда ему пригрозили доносом императору — “Ты не друг кесаря” — тогда Пилат струсил, умыл руки — дескать, я здесь не при чем — и вынес смертный приговор. Повели Христа на Голгофу, то есть на Лобное место, место казни на холме, вне города. Его Самого заставили нести Свой крест, а потом, когда Он упал от изнеможения, нашли для этого другого человека. Это и есть крестный путь Спасителя по старой, извилистой улице города. На кресте распяли Его. Три часа Он умирал в неописуемых муках, молясь за своих мучителей, выражая заботу о Своей Матери, читая наизусть псалмы. Около девятого часа, то есть около трех часов пополудни Христос испустил дух. Умер от удушья. Это был судьбоносный час для человечества. Но самым судьбоносным фактом было то, что смерть не могла удержать Его. Бог сильнее смерти. Это основная истина христианской веры. Эту истину мы, православные христиане, стараемся возвестить всему миру. Пусть знают все, что Христос воскрес!
Что мы знаем о воскресении? Христа похоронили, положили “во гроб”, то есть в могилу. На третий день, около полуночи что-то произошло. Что точно — описать не можем. Никто не видел самого воскресения, вставания из могилы. Стража спала. Но рано утром, по обычаю, несколько женщин пришли ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово. Гроб оказался пустым! Тела не было! Женщины и не подумали о воскресении. Наоборот, Магдалина допускала мысль, что садовник взял тело и положил его в другом месте. Но Ангел Господен явился и возвестил им, что Он воскрес! Испугались женщины — мы их называем жены-мироносицы — ужас и трепет объял их, они в страхе убежали и рассказали апостолам о случившемся. Двое — Петр и Иоанн — прибежали сразу и, увидев пустой гроб-могилу, — поверили в воскресение. Они возвестили прочим апостолам. Молва о таком необычном событии разнеслась быстро по всему городу. Еще бы! Ведь событие небывалое!
Где же был Иисус Христос? Воскресший, Он несколько раз являлся многим. Самого воскресения не видели, но Его-то живого видели. Известно около одиннадцати явлений воскресшего Христа людям. Эти одиннадцать отрывков из последних глав всех четырех Евангелий читаются регулярно в церквах за воскресными богослужениями, то есть на всенощных, в субботу вечером.
Христос явился Марии Магдалине, которая не узнала Его и приняла за садовника. Он явился двум мужчинам по дороге из Иерусалима в село Эммаус. Он явился на берегу Тивериадского озера во время ловли учениками рыбы. Он даже приготовил на костре им обед. Он явился собранным в комнате ученикам, преподал им мир и дал им власть прощать и не прощать грехи людей. При этом не было одного из апостолов, Фомы. Когда прочие апостолы рассказали ему о явлении Христа, он не поверил. Тогда Христос через неделю явился снова собранным ученикам. На этот раз с ними был и Фома. Христос исполнил его желание: Он дал Фоме возможность ощупать себя, включая и свои раны от гвоздей и копья — то есть еще от распятия. Он действительно дал человеку, который с трудом подходил к вере, вещественные доказательства своего воскресения. Тогда поверил Фома. Да и как было бы не поверить! Фома воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Но Христос добавил сразу же нечто очень существенное: “Ты увидел — и поэтому поверил. Блаженны не видевшие и уверовавшие”. Многим неверующим стоило бы задуматься над этой фразой. Бог дает доказательства, когда нужно, но в принципе Он ждет от нас веры, доверия к источнику, к Его словам, к фактам, изложенным в Писании.
Сорок дней еще ходил Христос по земле. Затем, благословив учеников, Он вознесся на небо, С тех пор Его уже не видели больше. Но Он сказал: “Я с вами во все дни до скончания века”. Это значит, что мир совсем не окончательно распрощался со Христом. Он с нами. Он пребывает неотступно в мире. Он не оставил мир. Как же Он пребывает в мире?
Он оставил нам Евангелие, Свои слова. Свое золотое учение о любви, о всепрощении, о близости людей к Богу.
Он преподал нам Святого Духа, Который сошел на учеников. Это было основание Христовой Церкви, в которой Христос пребывает и до ныне.
Он оставил нам в Церкви Святое Причастие, Свое Тело и Свою Кровь под видом хлеба и вина. Причащаясь Святых Тайн в Церкви, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Христа.
Теперь мы вот подошли к тому, с чего начали. Будет Второе пришествие Иисуса Христа. Когда оно будет, никто не знает. К нему нужно быть готовым всегда. Христос придет для Суда, для того, чтобы судить всех по делам. Но не только для того, чтобы судить, а и для того, чтобы дать радость встречи с Ним, для того, чтобы взять всех, кого Он найдет нужным, в Свое Царство. Этому Царству не будет конца. Почему?
Да просто и времени тогда не будет. Будет нечто совсем иное, будет иная жизнь, но жизнь будет. Мы говорим уже не о времени, а о вечности. Вечность — это не “много времени”, не время, помноженное на икс, а нечто совсем иное. Это жизнь в Боге, так как Он не только вечен, но Он и есть сама вечность. Но с Ним будет хорошо. Это состояние человеческого духа мы называем блаженством. Желаем мы этого всем: и себе, и другим. Не хотелось бы быть лишенным Царства Божьего, не хотелось бы остаться за бортом. Мы молимся: “Да приидет Царствие Твое!”
Первые христиане с радостью ждали Второго Пришествия. Чем скорее придет Христос, считали они, тем лучше. “Близок Господь!” — этим они подбадривали себя и других, особенно в тяжелые времена. Так говорили верующие во время гонений и в наше время.
Жаль закоренелых эгоистов, которые жили исключительно для себя и не обращали внимания на страдания ближних. По слову Божию, они не войдут в Царство.
Не нужно думать, что Церковь Христова обещает блага лишь в будущей жизни. Дух Христов, проникающий в сердца людей, согревает их любовью и лаской, добром и всепрощением. Это уже очень облегчает и нашу земную жизнь. Радость царит и в нашем мире. И мы сами можем создавать, сеять и распространять ее. Сколько добрых людей на свете, которые делают добро ближним, именно Христа ради!
Христос царит, иногда и невидимо, и среди нас. Без Него уже эта земная жизнь превратилась бы давно в яд. Не превратится! В мире царит Христос, который любит нас и Которого мы так любим! Мы славословим Христа такой молитвой:
“СЛАВА ТЕБЕ, ХРИСТЕ БОЖЕ, УПОВАНИЕ НАШЕ, СЛАВА ТЕБЕ!”
(Использованы катехизические беседы прот. Георгия Сидоренко)
Источник: