Таким образом, в Чистопольскую епархию вошли Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Черемшанский и Чистопольский районы Татарстана. Временное управление Чистопольской епархии было поручено Преосвященному Казанскому и Татарстанскому Анастасию. А в Альметьевскую епархию вошли Азнакаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Заинский, Лениногорский, Муслюмовский, Сармановский и Ютазинский районы республики. Епископом Альметьевским и Бугульминским был избран игумен Мефодий (Зайцев), клирик Казанской епархии. Остальные районы вошли в состав Казанской епархии. Все три епархии образуют Татарстанскую митрополию, главой которой назначен Преосвященный Казанский и Татарстанский Анастасий.За разъяснением последних духовно-административных преобразований в Русской Православной Церкви, в частности, в Казанской епархии, мы обратились к консультанту нашей газеты по религиозным вопросам, настоятелю храма святого Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района священнику Димитрию Сизову.
– Отец Димитрий, что следует, на ваш взгляд, из последних преобразований в РПЦ? Каким образом это отразится на деятельности Татарстанской митрополии?
– Процесс разукрупнения епархий проходит на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Тут, на мой взгляд, существует несколько аспектов. Во-первых, у провинциальных епископов будет больше времени обращать внимание на церковную жизнь в глубинке и сельской местности. Как отмечает патриарх, это своего рода духовные инвестиции в провинцию, но все опять же зависит от личности епископа, от его миссионерской, пастырской настроенности, от открытости по отношению к обществу в целом. Во-вторых, это «мозоль» для «власть предержащих». Ведь работать с одним епископом, несомненно, удобнее, чем с несколькими. По отношению к кряшенским приходам, я думаю, это преобразование затруднит миссионерско-пастырскую деятельность кряшенского духовенства в разных епархиях. Потому что согласно требованиям церковных канонов, священники одной епархии не могут священнодействовать, учительствовать на территории другой епархии без разрешения ее правящего архиерея.
– Выходит, в целом это неплохо, но есть и подводные камни. Многое будет зависеть от людей, которые возглавят новые епархии?
– Разукрупнение епархий я оцениваю как положительное явление. Хотя у меня есть некоторая обеспокоенность церковной политикой новых епископов в отношении кряшенских приходов: есть обеспокоенность, что они могут свернуть в сторону русификации, а именно назначать священников, не знающих языка, не одобрять совершение богослужений на церковно-кряшенском… Как это и было в истории нашей епархии на заре XX века.
– Руководители епархий будут подчиняться напрямую Москве или кто-то останется «главным» в Татарстане?
– Каждый правящий архиерей митрополии будет самостоятельным и подотчетным только Патриарху и Священному Синоду. Глава митрополии, то есть митрополит, согласно положению о митрополиях, не может самолично вмешиваться в дела других епархий своей митрополии, он может давать, согласно положению, лишь «братские советы». На нем лежит координирующая функция. Главой Татарстанской митрополии станет архиепископ Анастасий.
– Значит, Владыка Анастасий сохранит свои полномочия только как координатор. А как насчет полномочий благочинного всех кряшенских приходов Татарстанской епархии?
– Владыка Анастасий будет правящим архиереем только Казанской епархии. Полномочия благочинного кряшенских приходов будут распространяться только на каноническую территорию той части митрополии, где будет правящим архиереем Владыка Анастасий, то есть Казанской епархии.
– Значит, протоиерей отец Павел, как благочинный кряшенских приходов, не сможет, как прежде сотрудничать с кряшенскими приходами Заинского, Альметьевского, Чистопольского, Нижнекамского и ряда других районов и городов? Они будут сами по себе? Сами со своими проблемами?
– Совершенно верно. Я считаю, что задача участников общественного движения кряшен республики заключается в том, чтобы обозначить эти проблемы перед церковным руководством митрополии.
– Почему решение «раздробить» епархии было принято именно сейчас?
– Дело в том, что это фактически возврат к древнему церковному устройству. В древности во всех крупных городах имелись епископы, возглавляющие местные церковные общины. Эту практику сохранили все Восточные Православные Церкви (Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская, Элладская и другие). Решения разукрупнения епархий были приняты еще на Поместном Соборе 1917-1918 годов, но дальнейшие исторические события не дали тогда осуществиться этим решениям.
Л.БЕЛОУСОВА
Источник: Туганайлар