Заметки после экспедиции
...Было, конечно, большим откровением для нас существование неведомого прежде нас целого народа – кряшенов (ударение на первом слоге), причем не где-нибудь там в Африке или на островах Океании, а рядом, на южных рубежах Русского Севера. Да еще народа многочисленного (он находится по численности на 23 месте среди 190 народов России), да еще издревле православного! Такие открытия можно сделать, наверное, только в нашей стране, где на десятилетия были просто вычеркнуты из истории и сознания россиян целые пласты истории и культуры Отечества. Между тем сами кряшены гордятся тем, что внесли свой вклад в русскую культуру, дав начало тюркским родам, которые подарили впоследствии России Дмитрия Менделеева, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Ивана Тургенева.
После возвращения из экспедиции я стал отслеживать события, происходящие вокруг кряшен, и вскоре понял, что поспел как раз «к обеду». В месяц уложилось столько событий, сколько в истории кряшен в последние полвека не происходило. Борьба за права целого этноса в России перешла в активную стадию. 13 октября 2001 года в Казани состоялась Республиканская конференция объединений кряшен Татарстана. Важнейшим событием стал выход к конференции впервые в истории этого народа Нового Завета – «Инжила» – на кряшенском языке тиражом 25 тысяч экземпляров. А 2 ноября в Институте этнологии РАН состоялся «круглый стол» – «Восстановление этнического статуса кряшен как народа России», в котором участвовали лидеры кряшенского движения и ученые. Всякий раз информация об этих событиях на лентах информагентств сопровождалась справкой – кто же такие кряшены. Увы, большинство россиян, как и я прежде, даже не слышало о них. Поэтому не обойтись без такой справки и нам.
* * *
Ученые до сих пор спорят, кто такие кряшены и откуда они появились. Бесспорно, что к появлению народа причастны как финно-угорские, так и тюркские племена, обретавшиеся в Поволжье в средние века. В учебниках по истории Татарстана, в большинстве справочников советского времени (например, в справочнике «Народы мира» 1988 г., «Большой российской энциклопедии», 1994 г.), утверждается, что кряшены возникли в XVI-XVIII веках, когда воюя Казань, «огнем и мечом» крестил инородцев Поволжья Иван Грозный.
Московский историк А.В.Журавский, специалист по истории христианства, считает, что кряшены – наследники народа, который крещен гораздо раньше XVI века. «Дело в том, что язык кряшенов очень чистый, в нем очень мало арабизмов, связанных с исламской культурой, – подтверждает он свою мысль. – Если бы народ исповедовал когда-то ислам, связанный с этим языковой пласт, масса слов арабского происхождения не могла бы полностью выветриться. Но таких слов в языке кряшен практически нет. Тем более, что кряшены всегда – от древности до наших дней – жили достаточно автономно от татар-мусульман».
Сами кряшены считают себя предками древних булгар, еще в VI-IX веках исповедовавших христианство, а потом ушедших от насильственной исламизации, проводившейся в Золотой Орде. Указывая на свои древние христианские корни, они называют мученика XIII века Авраамия Болгарского, купца из Волжской Булгарии, умученного единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия .
* * *
По сей день многие жилища кряшен украшает фотопортрет выходца из семьи пензенского священника Николая Ивановича Ильминского. Подобно Стефану Пермскому для зырян, Ильминский стал в XIX веке настоящим апостолом для кряшенов. На днях, 27 декабря, будет отмечаться 110 лет со дня его кончины. Со времени окончания Казанской духовной академии до кончины в возрасте 69 лет, он неустанно трудился на ниве просвещения этого народа. Он глубоко изучил арабский и татарский языки, причем не в кабинетах, а среди людей, для чего даже одно время жил в татарской слободе Казани и посещал занятия в медресе.
Помощником и сотрудником Ильминского в освоении кряшенского языка стал Василий Тимофеев, крещеный татарин, искренне уверовавший во Христа и желавший помочь делу просвещения своего народа. Благодаря Николаю Ильминскому и его ученикам к 1913 году было устроено 114 школ. До нас дошла переписка Ильминского с Победоносцевым, которого как раз и можно считать вдохновителем просвещения России путем создания церковно-приходских школ.
Поняв, что татарский книжный язык с арабской графикой совершенно непонятен сельчанам, он так же, как и Стефан Пермский, создал новый алфавит на основе кириллицы. Это тот самый алфавит, которым до сих пор пользуются не только кряшены, но и в несколько измененном виде все татары. Ильминским и его последователями были переведены и изданы 128 наименований кряшенских книг.Ильминский стал одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, образованного в Казани в 1867 году, возглавив комиссию по переводу Священного Писания. С этого времени он делал переводы уже не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки народов Поволжья. В 70-е годы он перевел на кряшенский язык Псалтырь, которую знал наизусть.
Он настаивал на том, чтобы службы в церквях были понятны прихожанам – и в 1869 году в Казани на кряшенском языке было совершено первое православное богослужение. В начале ХХ века у кряшенов было полсотни церквей и 2 монастыря, около полутысячи священно- и церковнослужителей из числа кряшен.
Начало ХХ века – золотое время в жизни кряшен: открываются школы, училища, издается литература, они имеют представителей во власти... К 1926 году в России, согласно переписи, – 121 тысяча кряшен. И все, точка. Дальнейшей статистики нет, потому что с 1939 года кряшен перестали считать самостоятельным народом. «Зачеркнули» по чьей-то злой воле. Принудительно поменяв паспорта, их приписали в Татарии – к казанским татарам, в других регионах – к русским.
* * *
Дальнейшая судьба «зачеркнутого» народа складывалась очень трудно.
На уже упоминавшемся «круглом столе» в Москве, прошедшем месяц назад, председатель исполкома Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана В.Абрамов сказал: «Кряшены – это важнейшее ключевое звено цепи межцивилизационного общения между двумя великими этносами – русским и татарским. Кряшены – волей Бога – имеют тюркскую кровь, что делает нас братьями татар, и православную веру, что делает нас близкими русским. Как знать, возможно, именно благодаря кряшенскому народу, своеобразному цивилизационному буферу, так быстро и относительно безболезненно наладились отношения между татарским и русским народами. Мы надеемся, что русский и татарский народы поймут нас, оценят нашу историческую миссию и не осудят нас за то, что мы стремимся к самоопределению».
Этот призыв – «понять» и «не осудить» – обращен был в две стороны: к татарским единокровцам и русским единоверцам. Казалось бы, кому в голову придет осуждать: культура народов России – это ее главное богатство, какой же россиянин против того, чтоб стать богаче? И потому возбужденно-оскорбленная реакции на это поразила. Не знаю, можно ли считать официальной реакцией с татарской стороны слова депутата Госсовета Татарстана Туфана Минуллина, который публично заявил, что если кряшены выйдут из числа татар , то их будут называть предателями и через 30 лет их не будет. Но вот еще: как стало известно нашей редакции, тот же Госсовет сейчас готовит обращение в Госдуму России с требованием исключить кряшен из листа предстоящей переписи 2002 года. И это уже назвать случайностью нельзя.
«Держать и не пущать» кряшенов для поддержания в глазах Москвы мифа о едином татарском этносе – оно, конечно, местным властям проще, чем помочь им устроить достойную жизнь. «Мы надеялись, что суверенитет принесет облегчение положения кряшен, – сказал на «круглом столе» педагог из Елабуги Николай Григорьев. – Но мы ошиблись». Были приведены факты (содержание «круглого стола» цитируем по отчету в «НГ-религии»). Так, в Елабужском районе Татарстана за 10 лет суверенитета исчезли 9 кряшенских сел (и ни одного татарского!), из 30 руководителей этнических кряшен остались всего двое. Один из выступавших на конференции рассказал, как у кряшен села Большие Аты забрали сельхозтехнику, лошадей, коров, оставив только свиней, и передали все в соседнюю татарскую деревню.
В Заинском районе имеются 20 кряшенских сел, и ни в одном из них нет храма. Соотношение мечетей и кряшенских храмов весьма показательно. Одна мечеть приходится на 1500 татар-мусульман, в то время как на один кряшенский храм приходится около 50 тыс. православных кряшен. Показательна и ситуация, имевшая место в с.Налим. Кряшены собрали деньги на восстановление Покровской церкви, но сельсовет использовал эти деньги на восстановление мечети в Татарском Налиме.
* * *
Я связался с одним из участников «круглого стола» в Институте этнологии и антропологии РАН А.В. Журавским, чьи слова мы уже цитировали выше, и попросил ответить на некоторые вопросы.
– Шум на всю страну наделало решение руководства Татарстана перевести графику татарского языка с кириллицы на латиницу. Что в этом – стремление уйти от наследства православного просветителя Ильминского, отгород ить татар от русской культуры?
– Желание перейти на латиницу объясняется стремлением быть вместе с тюркским миром и прежде всего с Турцией. Есть ли при этом задняя мысль по отрыву татарской среды от русской культуры – трудно сказать, но вполне возможно, что у кого-то есть и такие мысли.
В исламских школах в XIX веке обучение татарскому языку шло на арабской графике. Соответственно, это ограничивало развитие литературного татарского языка, потому что язык сразу переполнялся арабизмами и фарсизмами. В то же время кряшены, или, как их называли до революции, «старокрещеные татары», получали образование в школах православного Братства святителя Гурия, Министерства народного просвещения – на кириллице. Уже в советское время все татары перешли на кириллицу.
– Каков результат «круглого стола» в начале ноября?
– Главный результат: в присутствии таких известных ученых-этнологов, как Пучков, Чешко, представителей кафедры этнологии МГУ на основании исследований, с научной точки зрения, было зафиксировано, что кряшены являются самостоятельным этносом.
– Есть ли какие-то особенности православного исповедания среди кряшенов – в традициях, обрядах, быту?
– Особых отличий нет. В городах ассимиляционные процессы идут быстрее, а ведь кряшенское население сейчас в основном городское: из двухсот только тысяч 80 живет сейчас на селе. Здесь имеются некоторые особенности в традициях: скажем, праздник Покрова у них справляется с элементами этнической культуры – с широкими застольями, особыми плясками, пением – это вообще очень музыкальный народ. Может быть, именно поэтому когда-то православие пришлось ему так по сердцу.
– Как сосуществуют татары-мусульмане и православные кряшены?
– Хотя и есть такие села, где на одном конце проживают татары-мусульмане и на другом – кряшены, и отношения в целом между ними дружественные, все же живут они сове ршенно автономно. Это как было много веков назад и в советское время, так и теперь. Взаимопроникновения культур не происходило. Надо заметить, что больших отпадений от веры в ислам среди кряшен не было, это очень традиционная христианская среда. В этом смысле русские люди даже более склонны, особенно в среде интеллигенции, переходить в ислам, чем кряшены.
– В какой поддержке общественного мнения россиян нуждаются кряшены?
– Думаю, прежде всего в том, чтобы установилась справедливость, нарушенная в 1926 году. Моя позиция такова: сам народ должен добиваться права именоваться народом и работать сам над своими перспективами как народа. При этом со стороны государства должна быть проявлена определенная забота. И со стороны единоверцев тоже, потому что едва ли можно сочувствовать призывам со стороны татар к кряшенам «вернуться в ислам», туда, где, как сами кряшены считают, они никогда не были.
* * *
Нынче 23 декабря исполняется 12 лет с того дня, как после многолетнего перерыва природный кряшен, кандидат богословия протоиерей Павел Павлов совершил первое богослужение на родном языке. В 1996 протоиерей Павел вместе с кряшенской общиной в Казани получил для восстановления храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас здесь и еще в шести кряшенских приходах Казанской епархии богослужение совершается на их родном языке. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий возглавлял богослужение на кряшенском языке. С каждым годом местным властям становится все труднее игнорировать интересы православного народа. После предстоящей всероссийской переписи, после Первого всероссийского съезда кряшен, намеченного на февраль-март 2002 года, они вынуждены будут предпринять какие-то шаги навстречу им. При этом, хочется заметить, большинство татар к чаяниям кряшен относится вполне лояльно: «Пусть самоопределяются, если хотят». Так что перспективы у народа хоть и не розовые, но они хотя бы есть. Еще десяток лет назад об этом трудно было ме чтать.
За прошедшие со времени «перестройки» годы заявить о своих правах успели самомалейшие народности Кавказа и Крайнего Севера. Я думал прежде, что это только у русских такая черта: медленно «запрягать», приступая к доброму делу. Но оказалось, что в хвосте очереди за своими национальными правами рядом с русскими оказались представители вполне энергичного, «пассионарного», как сейчас говорят, 320-тысячного народа – кряшен. Что ж, будем надеяться, что «поедем быстро» – и вместе. Нам по пути.
И.ИВАНОВ
Заметки после экспедиции
...Было, конечно, большим откровением для нас существование неведомого прежде нас целого народа – кряшенов (ударение на первом слоге), причем не где-нибудь там в Африке или на островах Океании, а рядом, на южных рубежах Русского Севера. Да еще народа многочисленного (он находится по численности на 23 месте среди 190 народов России), да еще издревле православного! Такие открытия можно сделать, наверное, только в нашей стране, где на десятилетия были просто вычеркнуты из истории и сознания россиян целые пласты истории и культуры Отечества. Между тем сами кряшены гордятся тем, что внесли свой вклад в русскую культуру, дав начало тюркским родам, которые подарили впоследствии России Дмитрия Менделеева, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Ивана Тургенева.
После возвращения из экспедиции я стал отслеживать события, происходящие вокруг кряшен, и вскоре понял, что поспел как раз «к обеду». В месяц уложилось столько событий, сколько в истории кряшен в последние полвека не происходило. Борьба за права целого этноса в России перешла в активную стадию. 13 октября 2001 года в Казани состоялась Республиканская конференция объединений кряшен Татарстана. Важнейшим событием стал выход к конференции впервые в истории этого народа Нового Завета – «Инжила» – на кряшенском языке тиражом 25 тысяч экземпляров. А 2 ноября в Институте этнологии РАН состоялся «круглый стол» – «Восстановление этнического статуса кряшен как народа России», в котором участвовали лидеры кряшенского движения и ученые.
Всякий раз информация об этих событиях на лентах информагентств сопровождалась справкой – кто же такие кряшены. Увы, большинство россиян, как и я прежде, даже не слышало о них. Поэтому не обойтись без такой справки и нам.
* * *
Ученые до сих пор спорят, кто такие кряшены и откуда они появились. Бесспорно, что к появлению народа причастны как финно-угорские, так и тюркские племена, обретавшиеся в Поволжье в средние века. В учебниках по истории Татарстана, в большинстве справочников советского времени (например, в справочнике «Народы мира» 1988 г., «Большой российской энциклопедии», 1994 г.), утверждается, что кряшены возникли в XVI-XVIII веках, когда воюя Казань, «огнем и мечом» крестил инородцев Поволжья Иван Грозный.
Московский историк А.В.Журавский, специалист по истории христианства, считает, что кряшены – наследники народа, который крещен гораздо раньше XVI века. «Дело в том, что язык кряшенов очень чистый, в нем очень мало арабизмов, связанных с исламской культурой, – подтверждает он свою мысль. – Если бы народ исповедовал когда-то ислам, связанный с этим языковой пласт, масса слов арабского происхождения не могла бы полностью выветриться. Но таких слов в языке кряшен практически нет. Тем более, что кряшены всегда – от древности до наших дней – жили достаточно автономно от татар-мусульман».
Сами кряшены считают себя предками древних булгар, еще в VI-IX веках исповедовавших христианство, а потом ушедших от насильственной исламизации, проводившейся в Золотой Орде. Указывая на свои древние христианские корни, они называют мученика XIII века Авраамия Болгарского, купца из Волжской Булгарии, умученного единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия .
* * *
По сей день многие жилища кряшен украшает фотопортрет выходца из семьи пензенского священника Николая Ивановича Ильминского. Подобно Стефану Пермскому для зырян, Ильминский стал в XIX веке настоящим апостолом для кряшенов. На днях, 27 декабря, будет отмечаться 110 лет со дня его кончины. Со времени окончания Казанской духовной академии до кончины в возрасте 69 лет, он неустанно трудился на ниве просвещения этого народа. Он глубоко изучил арабский и татарский языки, причем не в кабинетах, а среди людей, для чего даже одно время жил в татарской слободе Казани и посещал занятия в медресе.
Помощником и сотрудником Ильминского в освоении кряшенского языка стал Василий Тимофеев, крещеный татарин, искренне уверовавший во Христа и желавший помочь делу просвещения своего народа. Благодаря Николаю Ильминскому и его ученикам к 1913 году было устроено 114 школ. До нас дошла переписка Ильминского с Победоносцевым, которого как раз и можно считать вдохновителем просвещения России путем создания церковно-приходских школ.
Поняв, что татарский книжный язык с арабской графикой совершенно непонятен сельчанам, он так же, как и Стефан Пермский, создал новый алфавит на основе кириллицы. Это тот самый алфавит, которым до сих пор пользуются не только кряшены, но и в несколько измененном виде все татары. Ильминским и его последователями были переведены и изданы 128 наименований кряшенских книг.
Ильминский стал одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, образованного в Казани в 1867 году, возглавив комиссию по переводу Священного Писания. С этого времени он делал переводы уже не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки народов Поволжья. В 70-е годы он перевел на кряшенский язык Псалтырь, которую знал наизусть.
Он настаивал на том, чтобы службы в церквях были понятны прихожанам – и в 1869 году в Казани на кряшенском языке было совершено первое православное богослужение. В начале ХХ века у кряшенов было полсотни церквей и 2 монастыря, около полутысячи священно- и церковнослужителей из числа кряшен.
Начало ХХ века – золотое время в жизни кряшен: открываются школы, училища, издается литература, они имеют представителей во власти... К 1926 году в России, согласно переписи, – 121 тысяча кряшен. И все, точка. Дальнейшей статистики нет, потому что с 1939 года кряшен перестали считать самостоятельным народом. «Зачеркнули» по чьей-то злой воле. Принудительно поменяв паспорта, их приписали в Татарии – к казанским татарам, в других регионах – к русским.
* * *
Дальнейшая судьба «зачеркнутого» народа складывалась очень трудно.
На уже упоминавшемся «круглом столе» в Москве, прошедшем месяц назад, председатель исполкома Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана В.Абрамов сказал: «Кряшены – это важнейшее ключевое звено цепи межцивилизационного общения между двумя великими этносами – русским и татарским. Кряшены – волей Бога – имеют тюркскую кровь, что делает нас братьями татар, и православную веру, что делает нас близкими русским. Как знать, возможно, именно благодаря кряшенскому народу, своеобразному цивилизационному буферу, так быстро и относительно безболезненно наладились отношения между татарским и русским народами. Мы надеемся, что русский и татарский народы поймут нас, оценят нашу историческую миссию и не осудят нас за то, что мы стремимся к самоопределению».
Этот призыв – «понять» и «не осудить» – обращен был в две стороны: к татарским единокровцам и русским единоверцам. Казалось бы, кому в голову придет осуждать: культура народов России – это ее главное богатство, какой же россиянин против того, чтоб стать богаче? И потому возбужденно-оскорбленная реакции на это поразила. Не знаю, можно ли считать официальной реакцией с татарской стороны слова депутата Госсовета Татарстана Туфана Минуллина, который публично заявил, что если кряшены выйдут из числа татар , то их будут называть предателями и через 30 лет их не будет. Но вот еще: как стало известно нашей редакции, тот же Госсовет сейчас готовит обращение в Госдуму России с требованием исключить кряшен из листа предстоящей переписи 2002 года. И это уже назвать случайностью нельзя.
«Держать и не пущать» кряшенов для поддержания в глазах Москвы мифа о едином татарском этносе – оно, конечно, местным властям проще, чем помочь им устроить достойную жизнь. «Мы надеялись, что суверенитет принесет облегчение положения кряшен, – сказал на «круглом столе» педагог из Елабуги Николай Григорьев. – Но мы ошиблись».
Были приведены факты (содержание «круглого стола» цитируем по отчету в «НГ-религии»). Так, в Елабужском районе Татарстана за 10 лет суверенитета исчезли 9 кряшенских сел (и ни одного татарского!), из 30 руководителей этнических кряшен остались всего двое. Один из выступавших на конференции рассказал, как у кряшен села Большие Аты забрали сельхозтехнику, лошадей, коров, оставив только свиней, и передали все в соседнюю татарскую деревню.
В Заинском районе имеются 20 кряшенских сел, и ни в одном из них нет храма. Соотношение мечетей и кряшенских храмов весьма показательно. Одна мечеть приходится на 1500 татар-мусульман, в то время как на один кряшенский храм приходится около 50 тыс. православных кряшен. Показательна и ситуация, имевшая место в с.Налим. Кряшены собрали деньги на восстановление Покровской церкви, но сельсовет использовал эти деньги на восстановление мечети в Татарском Налиме.
* * *
Я связался с одним из участников «круглого стола» в Институте этнологии и антропологии РАН А.В. Журавским, чьи слова мы уже цитировали выше, и попросил ответить на некоторые вопросы.
– Шум на всю страну наделало решение руководства Татарстана перевести графику татарского языка с кириллицы на латиницу. Что в этом – стремление уйти от наследства православного просветителя Ильминского, отгород ить татар от русской культуры?
– Желание перейти на латиницу объясняется стремлением быть вместе с тюркским миром и прежде всего с Турцией. Есть ли при этом задняя мысль по отрыву татарской среды от русской культуры – трудно сказать, но вполне возможно, что у кого-то есть и такие мысли.
В исламских школах в XIX веке обучение татарскому языку шло на арабской графике. Соответственно, это ограничивало развитие литературного татарского языка, потому что язык сразу переполнялся арабизмами и фарсизмами. В то же время кряшены, или, как их называли до революции, «старокрещеные татары», получали образование в школах православного Братства святителя Гурия, Министерства народного просвещения – на кириллице. Уже в советское время все татары перешли на кириллицу.
– Каков результат «круглого стола» в начале ноября?
– Главный результат: в присутствии таких известных ученых-этнологов, как Пучков, Чешко, представителей кафедры этнологии МГУ на основании исследований, с научной точки зрения, было зафиксировано, что кряшены являются самостоятельным этносом.
– Есть ли какие-то особенности православного исповедания среди кряшенов – в традициях, обрядах, быту?
– Особых отличий нет. В городах ассимиляционные процессы идут быстрее, а ведь кряшенское население сейчас в основном городское: из двухсот только тысяч 80 живет сейчас на селе. Здесь имеются некоторые особенности в традициях: скажем, праздник Покрова у них справляется с элементами этнической культуры – с широкими застольями, особыми плясками, пением – это вообще очень музыкальный народ. Может быть, именно поэтому когда-то православие пришлось ему так по сердцу.
– Как сосуществуют татары-мусульмане и православные кряшены?
– Хотя и есть такие села, где на одном конце проживают татары-мусульмане и на другом – кряшены, и отношения в целом между ними дружественные, все же живут они сове ршенно автономно. Это как было много веков назад и в советское время, так и теперь. Взаимопроникновения культур не происходило. Надо заметить, что больших отпадений от веры в ислам среди кряшен не было, это очень традиционная христианская среда. В этом смысле русские люди даже более склонны, особенно в среде интеллигенции, переходить в ислам, чем кряшены.
– В какой поддержке общественного мнения россиян нуждаются кряшены?
– Думаю, прежде всего в том, чтобы установилась справедливость, нарушенная в 1926 году. Моя позиция такова: сам народ должен добиваться права именоваться народом и работать сам над своими перспективами как народа. При этом со стороны государства должна быть проявлена определенная забота. И со стороны единоверцев тоже, потому что едва ли можно сочувствовать призывам со стороны татар к кряшенам «вернуться в ислам», туда, где, как сами кряшены считают, они никогда не были.
* * *
Нынче 23 декабря исполняется 12 лет с того дня, как после многолетнего перерыва природный кряшен, кандидат богословия протоиерей Павел Павлов совершил первое богослужение на родном языке. В 1996 протоиерей Павел вместе с кряшенской общиной в Казани получил для восстановления храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас здесь и еще в шести кряшенских приходах Казанской епархии богослужение совершается на их родном языке. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий возглавлял богослужение на кряшенском языке. С каждым годом местным властям становится все труднее игнорировать интересы православного народа. После предстоящей всероссийской переписи, после Первого всероссийского съезда кряшен, намеченного на февраль-март 2002 года, они вынуждены будут предпринять какие-то шаги навстречу им. При этом, хочется заметить, большинство татар к чаяниям кряшен относится вполне лояльно: «Пусть самоопределяются, если хотят». Так что перспективы у народа хоть и не розовые, но они хотя бы есть. Еще десяток лет назад об этом трудно было ме чтать.
За прошедшие со времени «перестройки» годы заявить о своих правах успели самомалейшие народности Кавказа и Крайнего Севера. Я думал прежде, что это только у русских такая черта: медленно «запрягать», приступая к доброму делу. Но оказалось, что в хвосте очереди за своими национальными правами рядом с русскими оказались представители вполне энергичного, «пассионарного», как сейчас говорят, 320-тысячного народа – кряшен. Что ж, будем надеяться, что «поедем быстро» – и вместе. Нам по пути.
И.ИВАНОВ