Кряшенская Духовная Миссия
Православные татары

Евгений Е. Бухаров
(Москва)

Почти все знают, что многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей православного Христианства среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар, с основами православной веры, а также с нынешними позициями Православия среди татарской нации.

Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения – куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика).

Мангыты - кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи (так иногда до сих пор называют в Средней Азии современных татар). История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди, когда святые апостолы, следуя словам Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Инжил от Марка: гл16:15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Инжил от Матфея: гл28: 18-20)», и движимые Духом Святым, шли и проповедовали Христа во всех народах.

Известно, что святые посланники Аллаха – апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв, когда предки татар, и вместе с ними многие кавказкие народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном – Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие Аллаха не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину - Христа.

Когда мы говорим «православные татары», мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание «крещеные татары». Однако, иногда словосочетание «крещеные татары» употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие - кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском.

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство. Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:
Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;
Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);
Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);
Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;
Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);

Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;
Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);
Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;
Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;
Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;
Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господа;
Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.
После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них:
Христоснын киселеуе – Обрезание Господа,

Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы – Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа;
Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) – Святые апостолы Петр и Павел;
Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу – Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя;
Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) – Покров Пресвятой Богородицы
и другие праздники.

Празднуется период святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе имя – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя – имя, данное в Крещении, произносимое по-особому.

Например, Серафим – Сарапый;
Степан – Чтапан, Чтепи;
Петр – Петтер, Питрей, Питук;
Иоанн – Имаш, Ибаш, Ибуш, Ибан, Иван;
Даниил – Даниял;
Павел – Павал;
Екатерина – Кятерня, Кятюк;
Анастасия – Начтук, Начти, Начта, Нычтый;
Варвара – Барый, Барук, Барбара, Баруш;
Анатолий – Натоль, Туля;
Семен – Симун;
Григорий – Гёргери;
Георгий – Гюрги;
Василий – Бячли;
Александр – Искандер, Сандыр;
Афанасий – Апанас, Пунька и т. п..

Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..
Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он – настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он – искренне верующий православный христианин.
Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на русском и богослужебном татарском (церковно-татарском) языках.

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного несотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В Единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Провозглашаю вслух Одно Крещение для уничтожения грехов.
11. Надеюсь на воскресение мертвых,
12. и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).
1. Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб.
2. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тёгёл, У`зе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб.
3. Без кешеляр ёчён, безне коткарыр ёчён кюктян ин`еб, Святый Тын кыуаты белян Марiя Кыздан тяннянеб кеше булган диб.
4. Понтiй Пилатъ багытында безнен ёчён качка кадакланыб, азабланыб, у`леб кюмелгян диб.
5. О`чёнчё кёнёндя у`лгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб.
6. Кюккя кютярелеб, Атанын ун` жагыннан утырган диб.
7. Терелярне, у`лгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тёгёл диб.
8. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеу`че Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин` табыныулы, тин` даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сёйлягян диб.
9. (Ышанамын) церковькя, апостоллар арткылы бётён жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб.
10. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб а`йтямен.
11. У`лгянняр терелеб торасы диб,
12. мянге тормош буласы диб кётямен, аминь.

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется
в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте;
в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке;
в увеличении числа татарских православных общин;
в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций;
в издательской деятельности;
в увеличении числа сайтов в Интернете.

В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе). Конечно, этот краткий рассказ не может Вам дать полное представление о православных татарах, но мы надеемся, что, во-первых, кто-то заполнит пробел знаний в этом вопросе, а во-вторых, что этот рассказ возбудит интерес к православным татарам и к Христианству.



Нужна
консультация?
Если у вас остались вопросы, заполните форму и наши специалисты в ближайшее время свяжутся с вами