Кадырова Г.А.,
асп. Института истории АН РТ
Одним из важнейших источников для изучения традиционной одежды любого народа служат музейные собрания. Вещевой материал и сопровождающая его информация по терминологии, способу и месту бытования предметов фиксирует не только определяющие черты культуры этноса в целом, но и специфические особенности его локальных групп. Музейные коллекции важны и для понимания процессов, происходящих в культуре под влиянием тех или иных обстоятельств, так как каждая коллекция представляет собой определенный исторический срез, по которому можно проследить динамику этнокультурных изменений. Научная значимость музейных коллекций заключается и в том, что иллюстраций устной и письменной информации, полученных при полевых этнографических экспедициях и в литературных источниках.
Цель данной небольшой статьи – выявление, учет и вынесение научной полноценности этих фондов как источника в изучении одежды кряшен. Этнографические коллекции Государственного объединенного музея республики Татарстан (ГОМРТ) по традиционной одежде кряшен содержат достаточно богатый материал. Состав коллекции музея хронологически охватывает период с начала ХIХ в. до середины ХХ в. при наличии и отдельных более ранних материалов. Комплектование этой коллекции началось с первых лет существования музея (1894 г.) и продолжается в настоящее время.
Основу коллекции положила коллекция одежды, переданная из КГУ, а пополнялась она во время закупок у населения (следует отметить Арентову, Овенову, Мулюкову). Свой вклад внесли экспедиции этнографического отдела музея в 80-е годы в Елабужский район, к молькеевским кряшенам. Дополняли коллекцию ученые фольклористы и этнографы ИЯЛИ. Большой вклад в расширение коллекции одежды, а также в составление картотеки с полным описанием предметов внесла заведующая этнографическим сектором фондов музея Завьялова Маргарита Константиновна.
В фондах ГОМРТ представлены различные территориальные комплексы костюма кряшен: всего 167 единиц хранения. Мужская одежда кряшен включает 7 предметов: 1 джилен, 1 рубаха, 1 казакин, 2 шубы, 1 фартук, 1 камзол. Мужская верхняя одежда джилен выплнена из шерстяной ткани темного цвета; казакин черный на земной подкладке. Единственный мужской камзол (№ 10054-3) конца XIX в. из Пестречинского района сшит из шелковой бело-розовой ткани и такой же по цвету х/б подкладки. Шелковой тесьмой отделаны борта и петли. Дата поступления экспоната – 1896 г.
Наиболее полно представлена женская одежда и головные уборы. Коллекция женской одежды состоит из 70 предметов, большую часть которых составляют рубахи кюлмэк и передники алъяпкыч конца XIX - начала ХХ вв. Нижняя одежда - 32 рубахи чаще всего с большим нижним воланом и 1 – 3 узкими отделочными. Основная ткань рубахи была домотканной в клетку, а отделка выполнялась из однотонных х/б фабричных тканей типа ситца и сатина. Характерной особенностью конструкции всех представленных платьев является туникообразный покрой; одно основное полотенце без плечевого шва; 4 боковых клина; прямая пойма; рукава, чуть присборенные в верхней части или прямые с ластовицей; шейный вырез чаще всего оформлен стойкой яка. Наибольшее количество женских рубах из фондов музея относят к заказанским кряшенам.
Неотъемлемую часть мужского и женского костюмов составляли передники, которые надевали поверх рубах. Покрой их имел два вида: без грудки и с грудкой. В коллекциях собрано 28 женских наиболее типичных для кряшен передников с грудкой (алъяпкыч, алчюпрэк). Они выполнены из холста с браным узором или пестряди (чаще красно-синей) и украшены аппликацией из цветных лент фабричного производства.
В коллекцию женской верхней одежды входят: 1 кафтан, 5 камзолов, 1 казакин, 1 джилян (Рыбно-Слободской и Заинский районы). Хочется особо отметить имеющийся в фондах музея полный комплекс костюма кряшенки Пестречинской группы (№ 10410) датируемый серединой XIX в. В него входят волосник мэлэнчек, головное покрывало сюрэкэ, шейное украшение тамакса, нагрудное украшение изю и нагрудная перевязь, домотканая туникообразная рубаха в красно-синюю клетку с браными бело-красными розетками (№ 10410-3); передник из холста с браным узором. Завершает комплекс старинный кафтан (№ 10410-2), выполненный из черного льняного холста без застежки с отделкой из позументной и шелковой красной ленты. Отделка проходит по краям бортов и манжетам. Наиболее интересной составляющей костюма являются головные уборы, коллекция которых насчитывает 81 единицу хранения. Женские головные уборы кряшен были многообразны по видам.
Среди них встречаются уборы как общие для татар (девичьи калфаки) в количестве 3 штук, так и присущие лишь кряшенам (сюрэкэ). Интересен экземпляр исключительно девичьего головного убора – калфак (№ 15967) длиной 65 см, который изготовлен из полосок ситца, атласа, бархата, сукна и украшенный вышивкой цветной шерстью и кисточкой (закамские кряшены).В коллекциях имеются 33 сюрэкэ в основном из Мамадышского и Пестречинского районов (заказанские кряшены). Головной убор с½р²к² состоял из 3 частей: налобной, «хвостовой», крыльев, имел завязки. В коллекции имеется также 20 отдельных составных частей сюрэкэ. Из свадебных головных уборов имеются 5 головных покрывал тюгэрэк яулык, которые одевали в комплексе с сюрэкэ. Один из оригинальных экземпляров тюгэрэк яулык из д.Ковали Пестречинского района (№ 20910-3а) размером 42х81 см из белого льняного домотканного холста с черной шелковой вышивкой высокими петлями с коричнево-красной шелковой бахромой по краям. Налобный край обшит кумачом и монетами.
Кроме того, в коллекцию головных уборов кряшен входят также 6 волосников мэлэнчек, 10 головных полотенец, 1 платок и 1 чукул баш яулык (елабужские кряшены). Музейные коллекции содержат довольно разнообразные украшения, которые представлены в большом количестве по всем категориям. У кряшен из украшений сохранились 1 нагрудное украшение из½, 1 нагрудное украшение яка чылбыры, 2 шейных украшения тамакса, 4 нагрудных украшения прямоугольной формы (сакал, дэвэт), встречавшихся в Елабужском и Мамадышском районах, 1 нагрудная перевязь. Всего нагрудных украшений насчитывается 9 предметов.Многие экспонаты имеют четкое описание районов бытования, времени изготовления, а часть музейных экспонатов не аннотированы или частично аннотированы. Принадлежность их к определенному виду и району придется устанавливать в процессе дальнейшего изучения.
Таким образом, в фондах ГОМРТ наиболее полно представлены предметы народной одежды заказанских кряшен районов: Мамадышского (с.Никифорово, д.Васильево), Пестречинского (с.Янцевары, с.Кибячи, д.Альведино, с.Большой Салтан), Рыбно-Слободского (с.Каз.Челны, с.Крещенные Казыли), Лаишевского (с.Ташкирмнь), менее – елабужские, молькеевские. Полностью отсутствуют в коллекции музея предметы одежды нагайбаков, проживавших в Верхнеуральском, Троицком уездах Оренбургской губ. Таков краткий обзор коллекций традиционной одежды кряшен, хранящихся в фондах ГОМРТ.