Козлов В.П. к.и.н.,
ст. преподаватель кафедры социологии КГАСА
Изучение данного вопроса является важным с научной и практической точки зрения в связи с тем, что в научно-справочных изданиях концентрированно представлены преобладающие в тот или иной исторический период научные взгляды. Кроме того, содержание статей, посвященных социокультурной проблематике, отражает не только научную, но и политическую конъектуру, является показателем существующего расклад сил в политической системе российского общества. Поэтому анализ научно-справочных изданий современного постсоветского периода в аспекте раскрытия проблемы кряшен представляет несомненный интерес. При анализе литературы основное внимание уделялось таким ключевым индикаторам как характеристика этнической принадлежности, этногенеза, важных исторических вех.
Одним из крупных и заметных изданий последнего времени стала энциклопедия «Народы России», в которой имеется статья «Крящены». Материалы энциклопедии размещены и в Интернете на сайте: ХРОНОС, и были использованы в данной работе. Рассмотрим подробнее некоторые положения статьи.
«Крящены, крещеные татары, керэшен (самоназв.)», названы «этнокон-фессиональной группой (общностью)» (здесь и далее курсив наш - В.К.) в «составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкортостане и в Челябинской обл. (в последней - нагайбаки)... По данным переписи населения 1926 г., когда кряшены и нагайбаки учитывались не в составе татар, кряшен было 101, 4 тыс., нагайбаков 11, 2 тыс. чел... Верующие Крящены исповедуют православие... В сложении кряшен участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в т.ч., позднетюркские компоненты — кыпчакско-ногайские компоненты». Интерес представляет фраза о том, что «по-видимому, ко времени христианизации не все кряшены исповедовали ислам». Можно предположить, что эти Крящены были язычниками. «Как самостоятельная обгцность они (кряшены) сформировались в несколько этапов. Принявшие православие в 15 — первой пол. 16 вв. быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса». Эта весьма противоречивая информация важна тем, что признается факт распространения православия среди населения Казанского ханства. Однако подчеркивается, что эта группа кряшен быстро обрусела. В таком случае возникает вопрос о необходимости выделения этого этапа в процессе формирования этноконфессиональной общности кряшен. Козлов В.П. к.и.н., ст. преподаватель кафедры социологии КГАСА.
Отражение проблемы кряшен в современной научно-справочной литературе
Изучение данного вопроса является важным с научной и практической точки зрения в связи с тем, что в научно-справочных изданиях концентрированно представлены преобладающие в тот или иной исторический период научные взгляды. Кроме того, содержание статей, посвященных социокультурной проблематике, отражает не только научную, но и политическую конъектуру, является показателем существующего расклад сил в политической сис-теме российского общества. Поэтому анализ научно-справочных изданий современного постсоветского периода в аспекте раскрытия проблемы кряшен представляет несомненный интерес. При анализе литературы основное внимание уделялось таким ключевым индикаторам как характеристика этнической принадлежности, этногенеза, важных исторических вех.
Одним из крупных и заметных изданий последнего времени стала энциклопедия «Народы России», в которой имеется статья «Крящены» . Материалы энциклопедии размещены и в Интернете на сайте: ХРОНОС, и были использованы в данной работе. Рассмотрим подробнее некоторые поло-жения статьи.
«Крящены, крещеные татары, керэшен (самоназв.)», названы «этноконфессиональной группой (общностью)» (здесь и далее курсив наш - В.К.) в «составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии, Башкортостане и в Челябинской обл. (в последней - нагайбаки)... По данным переписи населения 1926 г., когда кряше-ны и нагайбаки учитывались не в составе татар, кряшен было 101, 4 тыс., нагайбаков 11, 2 тыс. чел... Верующие Крящены исповедуют православие... В сложении кряшен участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в т.ч., позднетюркские компоненты — кыпчакско-ногайские компоненты». Интерес представляет фраза о том, что «по-видимому, ко времени христианизации не все кряшены исповедовали ислам». Можно предположить, что эти Крящены были язычниками. «Как самостоятельная обгцность они (кряшены) сформировались в несколько этапов. Принявшие православие в 15 — первой пол. 16 вв. быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса». Эта весьма противоречивая информация важна тем, что признается факт распространения православия среди населения Казанского ханства. Однако подчеркивается, что эта группа кряшен быстро обрусела. В таком случае возникает вопрос о необходимости выделения этого этапа в процессе формирования этноконфессиональной общности кряшен. сударственности, в т.ч. в форме союзных и автономных республик в составе СССР, а именно к ним и причисляли кряшен при переписях населения 1920 и 1926 гг. В настоящее время термин «этничность» применяется во всех случаях, когда речь идет о народе и даже нации Основные характеристики этничности:
- разделяемое членами группы представление об общем территориальном и историческом происхождении, едином языке общей материальной и духовной культуре.
- политически оформленное представление о родине и особых институтах, например, государстве.
- чувство отличительности, т.е осознания членами группы своей принадлежности к ней.
В энциклопедиях под понятием «этноконфессиональная общность» понимаются общности, возникающие при тесном сопряжении этнических и религиозных признаков. Крящены отнесены к типу этноконфессинальной общности, возникшей в результате сопряжения с православием части этни-ческой группы татар и возникновения вследствие этого у нее специфических культурных свойств. В качестве примера этноконфессиональной общности среди русских приводятся старообрядцы.
Численность данной этноконфессиональной общности согласно данным предреволюционной переписи составляла более 2 млн. 206 тыс. чел. В некоторых источниках приводится цифра - 10% всего населения Российской им-перии.7 За период с 1917 по начало 1980-х гг. старообрядчество лишилось своих основных институтов. В настоящее время большинство старообрядческих направлений или исчезло вовсе, или представляют собой этнографические группы, не имеющие регулярной организованной религиозной жизни. Если проводить параллели с этноконфессиональной общностью старообрядцев, то динамика численности кряшен (в настоящее время неизвестной) также должна была иметь тенденцию к значительному сокращению.
В статье «Татар верования» (автор - А.А. Ярлыкапов), помещенной в словаре «Религии народов современной России» упоминается конфессиональная принадлежность кряшен, которая стала результатом христианизации татар после завоевания Казанского ханства.
Первое универсальное научно-справочное издание, посвященное татарскому народу и Татарстану в его исторических границах - Татарский энциклопедическии словарь,содержит понятие «Крящены» со ссылкой на статью «крещеные татары». При анализе содержания статьи обращают на себя вни-мание следующие детали: формирование общности крещеных татар, названной субконфессиональной группой поволжско-уральских татар, увязывается с процессом христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в 16 - 1 пол. 18 вв.; нет упоминания о распространении православия среди населения Казанского ханства; отмечается, что после ослабления политики христианизации часть крещеных татар отпала в мусульманство; читателю предлагаетсяознакомиться со статьей «Движение крещеных татар за возвращение (не «переход» - В.К.) в мусульманство». Напрашивается вывод, что кряшены первоначально исповедовали ислам, а затем стали православными - «крещеными татарами», как и названа статья в коллективном труде Института Татарской энциклопедии. Употребление (в том числе и в научных публикациях) вместо самоназвания общности другого этнонима носит устойчивый характер в Татарстане. В частности, автор статей о Крященах в энциклопедиях издательства Большая Российская энциклопедия Д.М. Исхаков, в местных публикациях часто употребляет дефиницию «крещеные татары», для которых, по его мнению, необходимо добиваться организационной самостоятельности в рамках православной церкви.
Таковы основные моменты отражения проблемы кряшен в научно-справочных изданиях. Вопросы этнической принадлежности, этногенеза, носят во многом дискуссионный характер. На протяжении последних семидесяти лет кряшен характеризовали как «народность», затем - «одной из групп казанских татар отличающихся от них некоторым своеобразием материальной культуры», в настоящее время - «этноконфессиональной общностью в составе татар». Ограниченность такого подхода подчеркивает краевед М.С. Глухов в работе «ТАТАМСА.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» - «Крящен не только можно, но и необходимо рассматривать как особую этническую (а не этноконфес-сиональную всего лишь) общность». Во втором - справочном разделе этой книги, Крящены названы субэтносом в составе современной татарской нации. Правда, сам автор признает, что его труд не претендует на академичность.
Литература
- Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. ВА.Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 635 с.:ил.
- Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. ВА.Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999,0,265-266.
- См. напр.: Народы и религии мира... Ср15.
- Там же. С. 6.
- Там же. С. 6.
- См.: Народы и религии мира...
- История религий в России. Учебное пособие под общ. ред. д.ф.н., проф. Н.А. Трофимчука — М.: Из-во 000 «Агент», 1998. - С.226.
- Указ. соч. С. 241.
- Религии народов современной России: Словарь / Мчедлов М.П. (отв. ред.) - М.: Республика, 1999.
- Татарский энциклопедический словарь - Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. -С. 302.
- Там же. С. 299.
- См. напр.: Д.М. Исхаков. Модель Татарстана: «за» и «против» // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее — «Панорама-Форум», 1997, спец. выпуск № 13 — Казань, 1997. — С,|25.
- Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены - М.: «Наука», 1977. — С. 152.
- Глухов М. С. ТАТАЕ.1СА.ЭНЦИКЛОПЕДНЯ - Казань «Ватан», 1997. - С. 330.
- Указ. соч. - С. 327.
- Там же. С. 162.