Кузнецова Л.О. Зав. отделом использования
и публикации документов НА РТ,
кандидат исторических наук
Важное значение в духовной жизни любого этноса имеет просвещение. Большую роль в развитии и распространении образования среди кряшен сыграла Казанская центральная крещено-татарская школа, основанная в 1864 г. директором Казанской учительской семинарии Николаем Ивановичем Ильминским и крещеным татарином Василием Тимофеевичем Тимофеевым.Зародышем этой школы можно считать частные уроки, дававшиеся, начиная с января 1863 года, практикантом татарского языка Казанской Духовной Академии Тимофеевым.Василий Тимофеев, старокрещеный татарин из государственных крестьян д.Никифоровой Мамадышского уезда; обучался русской грамоте в школе своего приходского села, а затем два года жил при монастыре. С осени 1863 г. В.Т.Тимофеев стал обучать сына одного из старокрещеных татар своей деревни. Вслед за этим мальчиком приехали и другие дети. Обучение их было настолько успешным, что многие крещеные татары захотели отдать детей учиться.В августе 1864 г. Н.И.Ильминский ходатайствовал перед Попечителем Казанского учебного округа об открытии частной школы для первоначального обучения детей крещеных татар. В архиве сохранился доклад коллежского советника Николая Ильминского Попечителю Казанского учебного округа от 4 августа 1864 г., в котором обращалось внимание на “возникающее стремление к образованию крещеных татар и совершенный недостаток образовательных средств на месте их жительства”.1)Н.И.Ильминский, осознавая необходимость решения этих проблем, предлагал учредить в Казани школу для первоначального обучения детей крещеных татар. Предполагалось, что “мальчики будут жить на готовой квартире, которая для них будет нанята на частные средства, но одежда и пищевые материалы будут доставляться родителями, по состоянию каждого”.2)Главным предметом изучения, как считал Н.И.Ильминский, должен стать Закон Божий: молитва, священная история и краткий катехизис, по книгам изложенным на татарском языке, но русскими буквами. И только после этого предполагалось изучение, по мере развития успехов и любознательности учеников, арифметики, черчения фигур, основных понятий географии.
Официальное разрешение об открытии школы для крещеных татар в г.Казани было дано Попечителем Казанского учебного округа уже в августе 1864 года.В сохранившемся отношении Попечителя округа Директору народных училищ Казанской губернии от 28 августа 1864 г. особо подчеркивалась необходимость ведения преподавания первоначально именно на татарском языке, с постепенным переходом на русский язык. Обязанности по наблюдению за деятельностью школы возлагались на Н.И.Ильминского и бакалавра Казанской духовной академии Е.А.Малова.3)Составить представление о деятельности и задачах школы помогают документы Национального архива РТ, отложившиеся в фондах Попечителя Казанского учебного округа, Директора народных училищ учебного округа по Казанской губернии, личном фонде Н.И.Ильминского. Сохранился фонд Казанской Центральной крещено-татарской школы. К сожалению, он невелик, - насчитывает 64 единицы хранения за 1869-1918 гг. Впервые документы школы поступили в архив в 1926 году, источник поступления неизвестен.В составе фонда - отчеты о состоянии и деятельности школы, переписка заведующего школой с профессорами Казанского университета. Советом Православного миссионерского общества, купечеством города Казани о пожертвованиях в пользу школы, списки учащихся, ведомости об их успехах и поведении, конспекты пробных уроков, данных учащимися, оканчивающими школу, свидетельства об окончании школы и присвоении званий учителей сельских инородческих начальных училищ для крещеных татар и др. Казанская крещено-татарская школа сыграла большую роль в развитии образования крещеных татар, интеграции крящен в общероссийскую цивилизацию.Школа, построенная на основе оригинальной педагогической системы Н.И.Ильминского, как свидетельствуют документы, призвана была дать воспитанникам широкие религиозные и светские знания в области Закона Божия,русского языка, арифметики, геометрии, физики и естествоведения, истории, географии, славянского языка, чистописания, методики преподавания школьных предметов и дидактики, гигиены и др.4)
Так как большинство учеников поступало в школу, не зная даже азбуки, сначала они обучались по букварю грамоте, разработанной самим Тимофеевым. При этом чтение русских книг всегда сопровождалось устным переводом на родной язык. В этом заключалось характерное отличие системы преподавания в Крещено-татарской школе от существовавших в то время.Н.И.Ильминский считал, что первоначальное образование инородцев на их родном языке есть самый надежный путь к усвоению ими и русского языка и русского образования.5)Что интересно, необходимость образования осознавалась и самими крещеными татарами. Маленьких привозили родители, дети постарше приезжали сами. Борьба за умы шла настолько скоро, что дети, проучившиеся несколько лет в медресе, сами просились в школу для крещеных. Один мальчик просил об этом отца, говоря, что шакирды плохо учат. Отец хотел, было отправить его в деревню, но любознательный мальчик настоял на своем.Постепенно популярность Крещено-татарской школы росла. Если в 1863-1864 гг. в школе обучалось всего 3 мальчика, то и 1913 г. - 132 мальчика, 54 девочки, штат учителей насчитывал 22 человека.Всего же в общей сложности с 1863-1913 гг., т.е. только за 50 лет существования школы, в инородческую массу Казанского края влилось 6336 человек, из них почти 4500 юношей и 2000 девушек: 896 из них в Казанском крае, а также среди магометанского населения Сибири и Средней Азии заняли влиятельное положение учителей и учительниц, высоко ценимых местным начальством.Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архиве документы. "Окончившие курс в Казанской крещено-татарской школе, - писал в июне 1914 г. инспектор народных училищ 3-го района Семипалатинской области заведующему школой, -являются самыми желательными кандидатами для замещения учительских мест."6)География мест работы выпускников Казанской центральной крещено-татарской школы была широка: Казанская, Уфимская, Вятская, Самарская, Тобольская, Томская, Иркутская и ряд других губерний, Семипалатинская и Акмолинская области, 398 учителей и учительниц, получивших образование в школе с 1863 по 1913 гг., являлись преподавателями инородческих школ в 10 губерниях, двух областях; за тот же период школа дала 167 священников, 30 диаконов и 45 псаломщиков в 11 губерний и 1 область.Большинство священников, получивших образование в Казанской Центральной крещено-татарской школе, продолжало работать именно в Казанской губернии. За время с 1863 по 1913 гг. их количество составило 56. Среди же учителей и учительниц пальма первенства принадлежала Уфимской губернии. В ней преподавали 124 выпускника и выпускницы школы, и только потом шла Казанская губерния - 112 выпускников. Учителя и ученики Казанской крещено-татарской школы открыли в разных инородческих селениях Казанской Епархии до 200 начальных школ.
Большой вклад внесла школа и в распространение современных для того времени знаний о России, ее системе управления, о русском языке. Школа дала 77 названий книг в количестве более 560 тысяч экземпляров. Написанные доступным разговорным татарским языком, книги снискали большую популярность даже в самых отдаленных уголках. Среди них была как литература религиозного содержания, так и русско-татарские словари, стихи на крещено-татарском языке, пособия по борьбе с заразными заболеваниями.Такая разносторонняя деятельность крещено-татарской школы была бы невозможна без получения постоянной благотворительной помощи. В числе жертвователей состояли профессора Казанского университета. Совета Православного миссионерского общества, купечества г.Казани. В архиве сохранилось письмо Казанского купца I гильдии Дмитрия Ивановича Вараксина от сентября 1869 г., о пожертвовании для нужд школы 500 рублей серебром - для устройства больницы при школе.7)Наиболее нуждающимся выдавались именные стипендии. Так, после смерти Н.И.Ильминского в 1894 г. была учреждена стипендия его имени. Согласно Положению о стипендии Н.И.Ильминского, стипендия назначалась крещеным татарам 12-16 лет, преимущественно новокрещеным.8)Таким образом, к 1918 г., когда Казанская центральная крещено-татарская школа была преобразована в Кряшенскую учительскую семинарию, школа подошла вполне сформировавшимся образовательным учреждением, внесшим значительный вклад в интеграцию кряшен в общероссийскую цивилизацию.
Примечания:
1) НА РТ, ф.92, оп.1, д.8658, л.21
2) Там же
3) НА РТ, ф.160, оп.1, д.144, л.л.1-2
4) НАРТ,ф..319, оп.1, д.55, л.5
5) НА РТ, ф.968, оп.1, д.192, л.18
6) НА РТ, ф.319, оп.1, д.46, л.40
7) НАРТ, ф.319, оп.1, д.2, л.1
8) НА РТ, ф.92, оп.1, д.19942, л.3О об.