В деревне Ниж. Азяки Казанского уезда издавна находится крещено-татарская школа, в которой учителем Андрей Васильев. В прошлом голу частью в этой деревне, более в другой Верх. Азяке, отделенной от Нижней только оврагом, проявилось отпадение, а перед тем отпали жители тоже недальней деревни Яваш. В Явашах – новокрещеные, в обоих Азяках – старокрещеные.
В нынешнем году, когда Андрей Васильев приехал 30 сентября в Азяк, его никто не хотел пустить на квартиру – это все благодаря давлению отступников, которые умышляли отказом выжить его из деревни. Ученики тоже стали уклоняться от Андрея, - стоило труда и хлопот, чтобы собрать человек пять крещеных да еще троих русских, а прежде в этой школе училось до 30 мальчиков.
Недавно был татарский пост – рамазан, по случаю которого магометанская ревность отступников проявилась резче. В Явашах и Верхних Азяках в домах устроили мечети и поставили из своих односельцев мулл и азанчеев. У них в редком остались иконы. Прочие поснимали их со стен и спрятали.
В деревне Янасале Лаишевского уезда, отступившей в 1871 г. точно также держали магометанский пост, кричали азан, собирались на моленье и учили детей магометанской грамоте. Там еще кое-как держится наша школа. Замечательно, что после 1866 года отпадение совершается удобнее прежнего. Прежде, по крайней мере, подавали прошение на Высочайшее Имя, а ныне просто заявляют о своем отпадении волостному правлению.
Остается обратить все усилия на испытанное уже мирное и безобидное средство (вместо судебного процесса): распространение христианского образования между крещеными татарами, и на него не щадить денег. В этих видах я и решаюсь просить Ваше Сиятельство усиливать и усиливать Казанскую крещено-татарскую школу, как основу и исходный пункт всей образовательной системы для кряшен. В настоящее время было бы весьма нужно денег на печатание татарских переводов, которых у нас накопилось довольно уже много. Если бы в сумме министерства на низшие училища оказался остаток, то не было бы возможности вознаградить школу за издержки на отпечатание 3600 экз. часослова, которые с переплетом простирались до 800 рублей. Один экземпляр этого часослова имею честь вместе с сим препроводить по тяжелой почте, как образчик наших учебных изданий.
Источник:
Второе письмо Н.И. Ильминского к Обер-прокурору Св. Синода от 12 нояб.1872 года// Сотрудник Приволжской миссии. - 1910. - № 7.