Андрей (Ухтомский), епископ.
Учитель народный должен быть не только учителем, но главным образом воспитателем вверенных ему детских душ. Воспитать же может только тот, кто может дать детям, хотя и небольшое, но прочное мировоззрение. А на это способен только религиозный учитель сам имеющий христианское мировоззрение, христианский взгляд на жизнь... Но, к сожалению, такой учитель становится более и более редким. Это - чрезвычайно жаль и величайшее горе для инородческой школы. Мало этого учитель-инородец, не обращающий внимания на религиозное воспитание вверенных ему детей, может быть заменен русским учителем, потому что главная цель учителя-инородца - религиозное воспитание учащихся, если он эту цель опускает из виду, то очевидна его непригодность к этому великому делу.
Почему же мы к учителю-инородцу предъявляем требования как будто более повышенные, чем к русскому учителю? Родители христиане сами могут дать все в этом отношении нужное для детей. Совсем иное положение инородческого учителя: его цель - привить своим ученикам христианские идеалы, дать им те чувства и мысли, о которых дома они ничего и услышать не могут. Для этого он должен быть человеком и религиозным, и церковным, он должен жизнью доказывать, что его отношение к религии не только формальная повинность, но плод искреннего убеждения. Участие в богослужении церковном, всякое проявление внимания к храму, личная безупречная жизнь - вот качества учителя-инородца. Если это будет так, то и ученики инородческих школ будут достойны всякой похвалы... Тогда замолкнут все злые языки хулителей системы Н. И. Ильминского, которые, указывая на дурную жизнь двух-трех инородцев-учителей, порицают всех и отрицают самую пользу всех начинаний Н. И. Ильминского.
Много добрых пожеланий можно делать всем нашим народным учителям... Учитель-инородец может быть или благодетелем для своих сородичей, или праздным, безучастным созерцателем их духовной и материальной нищеты. Да, не будет этого! Пусть всякий учитель и тем более инородец будет добрым гением тех мест, куда его Господь пошлет трудиться... Совместная работа священника и учителя его прихода сделают приход сильным и нравственно здоровым. И очень жаль, что приходов таких мало. Но инородческие приходы должны быть все такими. Это долг священников-инородцев и учителей-инородцев. К великому сожалению, на деле ничего подобного еще почти нет. Конечно, батюшки делают свое дело (хотя и не везде безупречно), разумеется, и учителя-инородцы трудятся (хотя и не всегда с должной ревностью). Но общего энергичного дела при полном понимании принятых на себя обязательств - этого среди инородческих деятелей совсем незаметно. Правда, по заветам Н. И. Ильминского инородческие деятели трудятся (или хотят трудиться) над религиозно-нравственным воспитанием своих собратьев, но по нынешним временам эти труды должны быть несравненно более интенсивны. Эти усиленные труды инородческих причтов и учителей-инородцев должны поставить инородцев на подобающую высоту. Самое существование язычества есть черное пятно на деятельности инородческого духовенства и учителей. Это их - почти грех перед Церковью... Существующее до сих пор язычество и недавние отпадения от Церкви указывают, что инородческие деятели не имеют того святого огня ревности о Господе, который осветил бы сердца неверных и колеблющихся светом истины. Как это безгранично грустно!
Пусть впредь никогда не будет так, - вот последнее наше пожелание приволжским деятелям на ниве инородческого просвещения. Помоги вам, Господи, отцы и братие, потрудиться во славу Божию, отдать Св. Церкви все свои силы без остатка.
Источник:
Андрей (Ухтомский), епископ. Пожелание инородческим учителям // Сотрудник Приволжской миссии. - 1911. - № 43, № 46.