к.и.н., кандидат богословия А.В.Журавский
(1854, Казань - 1921, там же), педагог, миссионер, сын А. А. Бобровникова. После смерти отца был усыновлен Н. И. Ильминским. Б. окончил физико-математический фак-т Казанского ун-та. 31 мая 1877 г. поступил на военную службу, участвовал в русско-тур. войне на Дунайском фронте, 29 июня 1878 г. по болезни уволен в отставку.
Преподавал математику и физику в Казанской учительской семинарии, директором к-рой являлся Ильминский. По представлении диссертации 13 окт. 1879 г. удостоен степени кандидата физико-математических наук. Одновременно со службой в учительской семинарии преподавал математику в Родионовском ин-те благородных девиц (с 1881). Летом 1880 и 1881 гг. побывал с научными целями во Франции, Германии и Англии для ознакомления с начальным образованием. Для изучения систем народного образования Б. в разные годы посетил также Австрию, Италию, Грецию, Турцию, Египет. С 5 дек. 1891 г. Б. в связи с болезнью Ильминского исполнял обязанности директора Казанской учительской семинарии.
После кончины Ильминского был утвержден в этой должности (7 марта 1892); 14 апр. 1892 г. назначен в Казанский губернский училищный совет членом от Мин-ва народного просвещения. В качестве преемника Ильминского Б. оказал большое влияние на развитие инородческого просвещения в России: разрабатывал и вводил новые программы обучения, заботился о материальном благополучии учащихся. Однако Б., хорошо зная греч., лат., франц. языки, не владел языками народов Поволжья.
Во мн. сочинениях Б., в частности в работе «Школьная сеть Казанской губернии», проводится мысль о необходимости преподавания в инородческих школах на национальных языках. В нач. 1905 г. была опубликована ст. Б. «Нужны ли так называемые противомусульманские и противоязыческие епархиальные миссионеры в губерниях Европейской России?» (ПС. 1905. Кн. 1. С. 301-316).
Критикуя «казенное миссионерство», Б. писал о том, что деятельность противомусульм. и противоязыческих миссионеров, зачастую не знающих ни языка, ни культуры инородцев, бывает безрезультатной. Выходом из положения должно быть, по мнению автора, создание правосл. духовенства из представителей коренного населения.
В 1906-1908 гг. Б. являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909-1917 гг.- членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском ун-те. Осенью 1912 г. Б. посетил неск. уч-щ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал кн. «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913). Ученый приветствовал Февральскую революцию 1917 г., считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Каз., 1918) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма.
В 1918-1921 гг. Б. являлся профессором Северо-восточного археологического и этнографического ин-та в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском об-ве археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью к-рой было восстановление в Казанском ун-те восточного фак-та, 12 марта 1919 г. Б. был избран ее председателем. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 3039. VI отд. 1 стол; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 228а, 379.
Соч.: Из чтений на съезде учителей нар. училищ Казанской губ. Каз., 1882; Стат. очерк Сатышевского р-на Мамадышского у.: По данным подворной переписи 1883 г. Каз., 1883; Сб. упражнений в умственном счете: Пособие для учителей начальных училищ. Каз., 1890; Правила для воспитанников Казанской учительской семинарии. Каз., 1893; Калмыцкие издания Правосл. Миссионерского об-ва (по вопросу рец. А. М. Позднеева). СПб., 1895; Инородческое население Казанской губ. Каз., 1899. Вып. 1: Татары, вотяки, мордва: Внекл. чтение в сельской школе. Каз., 1900; Итоги нар. образования в Казанской губ. за 1900 г. по данным отчетов уездных училищных советов. Каз., 1902; Школьная сеть Казанской губ.: (Проект). Каз., 1905; Методика начального преподавания арифметики и сб. упражнений в умственном счете. Каз., 1913; Война с Германией, Австро-Венгрией, Турцией. Каз., 1914; Что такое хороший урок: Из бесед с учителями. Каз., 1914; Земля и воля. Каз., 1917; Новая жизнь. Каз., 1917; Беда, висящая над Рус. землею. Каз., 1917; Об учреждении Востоковедной комиссии. Об экспедиции для обследования языка и быта вотяков. Восстановление Восточного фак-та в Казани. Каз., 1919. С. 167-210.
Лит.: Чичерина С. В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб., 1905; Анализ пед. учения Бобровникова // Хабников Я. И. Рус. педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и пед. мысли татар. народа: (Из истории рус.-татар. пед. связей). Каз., 1968. С. 97-133; Яковлев И. Я. Моя жизнь. М., 1997; Исхакова Р. Р. Пед. образование в Казанской губ. в сер. XIX - нач. XX в. Каз., 2001.
Н. А. Бобровников. Фотография. Нач. ХХ в.
Источник: Православная Энциклопедия