Священник Олег Батаев, клирик Казанской епархии, п.Васильево
В ХIХ веке, согласно имеющимся материалам и памятникам по этносам Поволжья, в Казанской губернии проживало нерусского населения 40%. В составе нерусской части населения по преимуществу православных на втором месте по численности после чувашского народа стояли наши предки – кряшены. Кряшенам очень часто не доставало энергичности, смелости и решительности в решении собственных проблем. Но ситуация изменилась коренным образом в 70-ые годы, когда в Казанской центральной крещено-татарской школе появился иеромонах Макарий (впоследствии святитель Макарий, канонизованный Русской Православной Церковью).
Здесь отец Макарий помогает Н.И. Ильминскому в его школьном и церковном труде. И даже редкие часы отдыха он посвящает Казанской школе кряшен и кряшенскому приходу по-преимуществу пока состоящему из одних школьников. Самый вид кряшенских детей чем-то напоминал ему алтайских детей и много интересного материала для сравнения представляло ему наше кряшенское наречие. И, конечно, обладая тонким вкусом в церковном пении, он тут же заметил недостатки в пении и постановке этого предмета в кряшенской школе. С благословения старшего духовенства он начал приучать наших мальчиков и девочек – простых деревенских кряшен хоровому церковному пению. И приготовивши таким образом певчих, он сам отслужил с ними первую литургию на кряшенском наречии.
Этот добрый почин способствовал тому, что в последствии в Казани стали служить на кряшенском языке Божественную литургию традиционно во все воскресные и праздничные дни.С пением и слезами провожали наши кряшены своего ласкового и доброго отца Макария из Казани. После того они еще долго переписывались с ним и делились с ним своими радостями и горем.
Дорог был наш отец Макарий и Казанской духовной академии, которая в 1895 году избрала его в свои почетные члены во внимание к его многоплодным трудам по части миссионерства и по части переводческой деятельности на инородческие языки. К стати миссионерская деятельность отца Макария была высоко оценена еще прежде его казанскими сподвижниками. Братство святителя Гурия Казанского избрало его в свои пожизненные члены, а Архиепископ Казанский Антоний представил его к награде саном игумена.
Как видим и наших кряшен и нас с вами в том числе коснулось апостольское служение ныне прославленного в лике святых в юбилейный год наступления второго тысячелетия от Рождества Христова святителя Макария Невского. С его почина и благословения, и по его молитвам у престола Божия паки продолжается кряшенское богослужение на кряшенском наречии в Казани и за ее пределами.
В завершение этого краткого анализа о деятельности святителя Макария Невского среди наших кряшен хочу напомнить вам, дорогие участники конференции, слова Архиепископа Иннокентия, произнесенные им при погребении его: “Владыко Макарий – человек строгий, традиционный, всеми мерами пекущийся о нравственности и о спасении всех и каждого из своей паствы”. Я хотел бы, чтобы современные кряшены имели ввиду этого молитвенника о кряшенах и предлагаю наименовать в честь него один из вновь образованных кряшенских приходов.