Когда то лет 20 тому назад верующие-кряшены обращались и говорили: “Нам бы хотя бы одного батюшку-кряшена, который понимал бы нас ”. Русского языка эти кряшены не понимали и поэтому не могли по настоящему исповедоваться, по настоящему приобщиться святых Таинств. Был единственный охранник Никольского Собора, теперь отец Иона, вот кто разделял тогда все тяготы кряшенской жизни в нашей Республике. Сегодня мы имеем около 20 священнослужителей-кряшен, которые в нашей Казанской Епархии совершают богослужения на родном языке. И хотелось бы пожелать этим молодым пастырям, чтобы они ревностно относились к своим пастырьским обязанностям и не забывали главной задачи, которую возлагает на них Святая Православная Церковь, возрождение духовных и национальных традиций кряшен, которыми жили их отцы. В пример я могу придести священника-кряшена отца Гурия Кузьмина, который в послевоенные годы практически собственными силами возродил духовную и национальную традицию кряшен в г.Мамадыше. Сейчас у нас действует около 7 Кряшенских Приходов, но это одно лишь название Приходов. Благочинный Кряшенскими Приходами отец Павел практически один осуществляет церковное служения кряшенам. Вокруг него группируются силы кряшен созидающие Приходскую, издательскую и другого рода деятельность. В Наб.Челнах по таким неподтвержденным сведениям проживают около 30 тысяч кряшен, которые могли бы составить ядро Прихода. В прошлом году мною определен священник-кряшен при Свято-Вознесенском Соборе г.Наб.Челнов нести служение на родном языке, но к сожалению пока не хватает не материальных не духовных сил поддержать это начинание. Надо самим кряшенам г.Наб.Челнов добиваться от администрации города выделения помещения под кряшенский храм.
Сегодня благодаря этим трудам пришли к некоторым плодам. И пусть эта конференция, посвященная 2000-летию Христианства, канонизации митрополита Московского Макария и 10-летию Кряшенского Прихода г.Казани, будет добрым делом на благо Православной Церкви и народа кряшен.