Кряшенская Духовная Миссия
Письма землякам-кряшенам 1975 г.

Письма землякам-кряшенам 1975 г.

Письма землякам-кряшенам 1975 г.

письма 1975 г.

12 мая 1975 т.

 Здравствуйте Дорогие и Глубокоуважаемые Мария Петровна и Анастасия Петровна!
 
Мы переписываемся уже более десятка лет со Ст.Ник.Никитиным и пару раз имели возможность встретиться с ним у нас в Ленинграде. Его жена, столь преждевременно ушедшая из жизни, Екатерина Осиповна, по линии матери была двоюродной сестрой моего двоюродного же брата Аркадия Тимофеевича, обосновавшегося в Харькове. Сам я до 12 летнего возраста рос в с.Уреево Челны (тогда Yрей аулынын дьяконъ малайы.) С вами, сестрами, видимо встречался в Чистополе уже впоследствии. Например, весной 1921 г., имея уже на руках удостоверение об окончании Чистопольской школы 2 ступени №2 (б.мужск.гимназия), я организовал переправу на лодке через Каму нескольких учеников и учениц, возвращающихся домой на каникулы, кажется, помимо сестер Чебышевых были вы обе или же одна из сестер. С того времени мне в Чистополе побывать не пришлось, а жизнь моя прошла вдали от родных мест - в Москве и в Ленинграде.
Степан Николаевич мне писал о вас и что вы также интересуетесь и принимаете к сердцу судьбу кряшен. О татарах и кряшенах я размышлял и читал. Посылаю вам письменные результаты этого. Одно ясно для меня: никакого древнего народа “предка” казанских татар не было, а предками их является чуваши, марийцы, удмурты, мордва, кряшены и пр. племена, из которых казанские татары возникли по мере принятия представителями этих народностей ислама. В числе этих народностей могли оказаться племена, говорившие на татарском языке, но они тоже не предки, тем более единственные, казанских татар, если не приняли магометанство, которое в течение нескольких столетий производило казанских татар. Казанские татары - это омусульманившиеся разные народности Поволжья.
 
У кряшен тоже были киремети, от которых они перешли к формальному христианству, минуя ислам. “Кирямaтлaрабез кирелaнгaн -кнaген yлде бер таук, бoгoн берсе чирлaгaн”.
Кряшены были за тысячу лет раньше казанских татар, но как они назывались тогда - неизвестно. О происхождении кряшен вопрос не ясный, но одно ясно - они не казанские татары. За год до своей смерти Н.И.Ильминский писал: “Делайте дондеже день есть: придет нощь, егда никтоже может делать”. Вот я тоже тороплюсь. На этом разрешите письмо закончить.
 
С глуб. уваж. Ваш земляк И. Максимов.
195271 г.Ленинград,
Проспект Мечникова, 5, корп. 2, кв. 272
Иван Георгиевич Максимов.
 
 
1 июня 1975 г., г. Ленинград
Дорогая и Глубокоуважаемая Мария Петровна!
 
С большим удовольствием прочел и второе Ваше письмо, с приложением выписки из исторической книги о булгарах и татарах, с упоминанием относительно первого христианского мученика из Булгар Авраамия. Очевидно, в этой книжке, несомненно интересной, перепутаны татары-монголы, с татарами Золотой Орды и казанскими татарами, а также эпохи. С признательностью вижу Ваше доброе желание помочь мне в вопросах истории и личный интерес к ним. Кроме того, из письма также вижу Ваше участливое опасение за меня, “смелого, справедливого и правдивого человека”. Лестно, но не заслуженно, так как татар бояться мне не приходится, ибо все мои затеи направлены против их национализма и его следов, а пишу я с советской, марксистской точки зрения (критикую). В доказательство этого посылаю Вам копии двух писем, полученных от руководителей двух научных организаций. Только несколько моих казанских знакомых, которым я посылал некоторые мои записки, прониклись опасениями. Это вызывается моими необычными, вернее не привычными для них мыслями, а сами подумать не каждый умеет. Об этом я еще Вам напишу со временем подробнее.
 
Обе записи, которые я послал Вам, я выслал и в “Институт этнографии” АН СССР, в соответствии с высказанным его директором пожеланием. В письме директора Чувашской НИИ ценно то, что они разделяют мою точку зрения о происхождении казанских татар от Поволжских народностей, в результате их мусульманизации.
 
В Вашем последнем письме Вы упоминаете о двух разных булгарских племенах (“Агауз” и “Колауз”). Впервые слышу, но это очень интересно - может пролить свет на происхождение кряшен. Очень хотелось бы узнать, откуда, эти сведения. Происхождение татар ясно как на ладони, а вопрос о происхождении кряшен очень темное пятно. Они безусловно были раньше казанских татар, видимо участвовали в их этногенезе, вместе с чувашами, черемисами, удмуртами и др., название их было конечно - не татары. Конечно, кряшены не “обращенные принудительно в христианство татары”. Обе записки оставьте у себя и интересующихся теми же вопросами знакомьте с их содержанием. Может быть найдутся из молодого поколения способные исследовать эти и смежные вопросы глубже меня. Содержание их может не совпадать с точкой зрения современных татарских администраторов и историков, но полностъо в духе Советской науки национальной политики. Пока на этом кончаю. Сердечный привет Анастасие Петровне.
С уваж. иск. Ваш И. Максимов.
 
 
 г. Ленинград, I9 июня 1975 г.
Дорогая Мария Петровна!
Посылаю Вам еще несколько материалов по тому же вопросу, которым давно болею, в надежде, что изложенные в них мои несовершенные мысли о кряшенах где-то и у кого-то сохранятся до своего времени.
Важнее не история, а настоящее, но историей приходится заниматься и ее распутывать в отношении татар и кряшен ради настоящего и будущего. В отношении происхождения и истории казанских татар все мне ясно: они все “татарга чыккан чуашлар, чирмешляр, арлар, “кряшенняр” (древнее - первоначальное самоназвание утеряно, но не татары и древнее их), а также мордвалар”. Мне как то пришлось экзаменовать в этом году одну татарку-землячку, закончившую Букашскую среднюю школу. Я ее спросил, между прочим, преподают ли и как в средней школе историю татар. Она сказала, что про это ничего не говорят и историю татар до революции она не знает.
У татарской интеллигенции видимо сохраняются, внушенные в свое время отцам и дедам, презрение к чувашам, мордве, “кряшенам” и пр., а также следы ненависти к русским и они “темнят” ясную историю своего народа сознательно или по неведению. Сбив с них эту спесь и заблуждение будет легче доказать правильную точку зрения и в делах настоящего.
Пока на этом кончаю (тороплюсь), хотя у меня есть много о чем Вам написать, помимо остального о воспоминании детства, юности и личных делах. Кстати скажу, что с несчастной Тоней Петровой мы в один год, 1909-й пришли в только что отстроенную школу в Урееве, причем она сидела с девочкой за первой партой, а я оказался за второй, так что всегда видел её косички, завязанные темно-красной шелковой тесемочкой (сохранила память). Проезжая через Казань в командировки я после войны частенько заходил к ним до 50-х годов.
Желаю всего наилучшего. Привет Вашей сестре и общим знакомым, если они обнаружатся.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
26/VI-1975 г.
Дорогая Мария Петровна!
Ваше последнее письмо мне доставило огорчение: Вы меня и мои записки видимо не так поняли, не думаю все же, что у Вас создалось впечатление, как будто кряшенами и татарами я занимаюсъ от скуки. У меня было и теперь есть много другого дела, но ряд десятилетий я находил время думать и читать об этих народностях и, как видите, - писать. Вы переоцениваете мои силы и способности, если подумали, что я способен ставить вопрос о “мировом языке”, который кстати, давно выдуман (“эсперанто” и второй “волянюк”), но они не распространяются. Возможно, на эти мысли Вас толкнула моя записка об арабских словах в татарском языке. Этот вопрос я разбирал преследуя реальную цель: сделать татарский язык (литературный) доступным простому народу, включая кряшенов, т.е. способствовать возникновению “кряшенской” литературы.
 
Теперь я оставил все подобные занятия (возраст!) и посланные Вам записки это все, что я сделал в этом направлении. История сама по себе меня тоже меньше интересовала, нежели настоящее фальшивое положение кряшен, подгоняемых под татар. Из истории можно получить доказательство, что кряшены не татары и с ними надо обращаться с учетом этого, а не по межвежьему, как это получается в Татарской республике, где кряшен запугали так, что они не смеют говорить и писать, что они не татары. До Вас я встречался и списывался с несколькими старыми и молодыми земляками, которые со мной соглашались полностью, но писать мне остерегались, боясь “татар” и возможных служебных неприятностей. В то же время все они не хотят быть татарами, но своих детей делают по паспортам и документам татарами. Возможно, в Правительственные инстанции пишут много кряшен об этом и я не одинок, но мы друг друга не знаем. Большинству не до того. Важнее не история, а настоящее положение кряшен, как отдельной народности и важны доказательства, где это разбирают, того, что кряшены не хотят быть татарами, что их положение ложное и они от этого терпят моральный и социалъный ущерб. Не каждый может эти вопросы изучить и по ним выступать перед соответствующими организациями. Вот такого человека из молодых я хотел бы найти и просил Вас передать ему мои материалы, которые будут первыми примерами. Доказывать, что кряшены не татары убедительнее всего из настоящей жизни, что я сделать не смог, живя вдали от Родины. Нас уже не будет, но вопросы возникнут при других обстоятельствах и наши труды не пропадут.
Сердечный привет Ан. Петр.
С уваж. иск. Ваш И.Максимов.
 
 
3 июля 1975 г.
Дорогая Мария Петровна!
Под Ленинградом, по дороге на Выборг, лет 10 тому назад мы тоже обзавелись собственной дачей, где летом и проживаем. Я два раза в неделю пока приезжаю домой, чтобы взять из ящика корреспонденцию, полить цветы и, кое-что захватить из продуктов, которых там нет. Вот приехал сегодня тоже и получил сразу два Ваших письма, доставивших на этот раз мне удовольствие. Вы не ищете способов помочь мне в вопросах истории, что не главное, а важно настоящее. Важно вскрывать заблуждение о кряшенах и татарах для общей пользы. Вот это я и стараюсь делать. Очень одобряю, что статью о кряшенах (наверное “Отзвуки отживших идей в татарской газете”) Вы передали племяннику Ст. Ник. Покажите ему, дайте внимательно прочесть и остальные мои материалы. Не боясь покажите их и другим любознательным молодым людям. Они написаны в Советском духе полностью и могут не по душе быть только татарским националистам в любой тоге.
 
Как Ваше личное мнение, по наблюдениям уже многолетним, сливаются ли кряшены с татарами в массе? Перестают ли отличаться от них? Или отличия упорно сохраняются?
У любознательных молодых людей по тем же вопросам могут возникнуть совершенно новые мысли. Те кряшены, которых я встретил здесь и в Казани не хотят записывать своих детей татарами и делают это только вынужденно. Ваше впечатление и мнение молодых? Мои записки пускайте в мир при Вашей жизни, если кряшены остаются самими собой до сего времени. Вы мне напомнили о двух персонажах, способствовавших в свое время “ликвидации” официально кряшен, как отдельной народности: Петрове и Горохове. Первый из них только по имени, оказывается, был кряшеном, а воспитывался и вырос у торговца татарина (асрау малайы), а второй ради получения докторской степени нагадил у того источника образования и знаний, которым сам пользовался и благодаря которому вышел в люди. Говорят, что в те далекие времена сторонником правильной точки зрения на кряшен был Кузнецов, впоследствии попавший вместе с другими, включая Максима Михайлова (“Мaккa”). Может быть об этом Кузнецове что либо узнаете подробнее?
 
Кто эта Ваша здравствующая тетушка в Урееве? Я ее тоже должен знать так же, как я помню хорошо Вашего родителя и Ваш дом в Казакларах. Укажите, где домик Вашей тетушки, взяв в качестве ориентира или церковь или другое приметное здание.
 
Желаю всего наилучшего.
Искренне Ваш И.Максимов.
 
 9 июля 1975 г., г.Ленинград.
Дорогая и Многоуважаемая Мария Петровна!
 
Получил Ваше коротенькое письмо, в котором пишете, что сюда собирается приехать Ваша близкая родственница с экскурсией. Конечно, я ей буду весьма рад. Вспоминая слова, услышанные в далеком детстве и принадлежащие то ли кряшену то ли татарину: “Чит иллярдa жoргяндя aгяр урыс казанский диб aйтя икян, кочаклаб убярлэк буласын икян”. Даже! В данном случае мне предстоит встретиться далеко не чужим человеком. Кстати, в детстве я знал мальчика Чебышева, ученика Казанской кряшенской школы, родственника Чебышевых из Горохова Поля. Надо заранее мне написать точно, когда она приедет, чтобы я был дома. Если почему либо я в этот день не смогу домой приехать, то всегда, за исключением выходных дней, дома дочь Елена Ив., которая будет предупреждена. Если почему либо казанские экскурсанты не будут устроены с жильем или плохо устроены, то думаю у нас угол найдется для землячки. Адрес наш Вы дадите дом. телефон такой 40-64-19. 27 июля я буду дома. Думаю, что в наш век авиации путешествие в “колыбель Революции” будет организовано на самолете.
 
Обременять ее книгами не стоит, так как эти книги я найду здесь в библиотеке Академии Наук и в Публичной библиотеке. Там есть все, что было напечатано в России со времен Петра Вел. и до наших дней. Это и дало мне возможность заниматься вопросами о кряшенах и татарах. Только как повод может захватить “Письма Ильминского” пожалуй. Она мне на словах расскажет то, что я хочу знать и что не вычитаю в книгах, а также свою точку зрения по написанному в моих “записках”.
Десять дней для экскурсии многовато, а к тому же часто их везут и не туда, где следовало бы побывать, так что в какой то мере мы сможем помочь советами.
От нас до Невского Проспекта 40 минут пути. Для большого города это немного. Желаю всего наилучшего.
 
С уважением иск. Ваш И.Максимов.
 
 
9/VII/1975 г.
Дорогая Мария Петровна!
 
Весьма сожалею, что Чебышева раздумала ехать в Ленинград. Я так хотел видеть близкого мне по сходству условий жизни в детстве и молодости человека, прожившего жизнь в тех же местах, где прошли, и мое детство и юность. Кроме того оказалось, что здесь есть еще один земляк, который в молодые годы был под большим впечатлением от нее и сохранил до пожилого возраста память об этом. Это наш земляк и мой близкий знакомый доктор биологических наук, профессор Илья Никол. Коновалов. Когда я ему сказал (видимся часто), что в Ленинград собирается приехать такая то Чебышева, то он высказал искреннее желание тоже встретиться с ней и об этом меня просил. В конце 20-годов две сестры Чебышевы часто приходили в Кряшенский педтехникум (“Кряшен шкулы”) который И.Н.Коновалов окончил в 1930 г. и вот проделал в течение жизни путь до настоящего своего положения. Кстати, только дней 10 тому назад Илья Ник. выступал с докладом на Всемирной ботанической научной конференции, которая состоялась здесь. Вот какой теперь поклонник и скромный вздыхатель в юности у Вашей двоюродной сестры Чебышевой. Знал я также, что в Ленинградском медицинском инст-е есть профессор Кибяков, ушедший из жизни неколько лет тому назад. Видимо был весьма одаренный человек. Нам встретиться случайно не удалось, а специально пойти к земляку я счел не совсем удобным в наш век, когда не всегда и не все хотят предаваться воспоминаниям о детстве и юности с земляками, встретившись в чужих краях. Таково было наше время. Был здесь еще один земляк, занявший, благодаря способностям и трудолюбию заметное общественное положение. Это инженер-механик, доцент Мельников, уроженец Серды, когда-то начавший учиться тоже в Кряшенском техникуме вместе с Коноваловым. Мне с Мельниковым тоже не пришлось встретиться. Он был зав. кафедрой двигателей внутренн. сгорания в Ленингр. Политехнич. институте и года три уже тому назад умер, не достигнув 70 лет. Похоже тоже не очень любил сходиться с земляками, на что видимо имел веские основания. Наконец, Ваше замечание в конце письма, что молодые против течения не поплывут, т.е. не чувствуют никакого внутреннего неудобства от того, что их пишут татарами (говорим о кряшенах), не интересуются историей и судьбой своего народа – кряшен и чувствуют себя вполне татарами, меня действительно огорчило.
Пока на этом кончаю, желаю Вам всего наилучшего.
С уваж. иск. Ваш И.Максимов.
 
РS. Нашу соседку и, оказывается, Вашу родную тетушку я хорошо помню, как и ее девочек, приезжавших домой видимо из школы. Сердечный ей привет и пожелания доброго здоровья.
Мне было уже 11 лет, когда мой родитель уехал из Уреева.
 
 
4 сентября 1975 г.
 Дорогая Мария Петровна!
 Простите, что задержался немного с ответом на Ваше еще одно сердечное письмо. Все, о чем Вы упоминаете в письме, для меня интересно, хотя вызывает грустные чувства. Письмо прочитал и Илья Ник. Коновалов. Он сказал: “Елизавету Петровну знал, знал и ее мужа Васильева (имя и отчество забыл). Был он приятный человек, он был старше меня года на 3-4. Елизавета Петровна говорила знакомым, что она меня знала еще тогда, когда я под стол пешком ходил. Была удивительно приятным человеком”. Он просил меня передать Вам привет. Мы довольно часто встречаемся, вспоминаем молодость, родные края и делимся разными соображениями. Очень хорошо, что материалы мои прочитает внимательно общий племянник Ваш и Ст.Ник. Пусть будет и моим племянником и знает, что в Лен-де есть тоже один дядя. Вы пишете, что читавшие мои записки все согласны со мной, но некоторые высказывают сожаление, что изложенное там уже запоздало лет на 50. Это первое впечатление, не учитывающее то, что 50 лет много в жизни одного человека, а в исторической жизни народности и племени совсем не так. Ведь вот три кряшена из совхоза Сармановского р-на попросили татарскую газету разъяснить им, пользовались ли кряшены письменностью с арабским шрифтом или у них была своя письменность. С этого я начинаю свою статью “Отзвуки отживших идей в татарской газете”. Эти три кряшена хорошо знали, что их отцы и деды никогда не пользовались и не знали арабскую письменность, но вопрос задали умно. Их интересует кряшены, они не считают себя татарами, хотя прошло 50 лет, когда кряшен “приписали” к татарам мусульманского происхождения, запутав в этом вопросе и тех и других. Было бы поздно обо всем говорить, если бы за эти 50 лет кряшены окончательно растворились бы в татарском или русском народе и о них сохранилось только историческое название. Этого кажется нет. Система Н.И.Илъминского еще 100 лет тому назад их уберегла от полного исчезновения из истории, слившись с татарским народом. Мой двоюродный племянник Тряев Валентин (тоже инженер) был у меня в прошлом году, захватил с собой мои некоторые записки и потом написал, что очень ими заинтересовался его товарищ Кротов (из Ваших Казаклар). Об этих и др. земляках (молодых и старых) я напишу в одном из следующих писем.
 
Всего наилучшего.
Иск. Ваш И.Максимов.
РS. Сестре и тетушке привет. Куда девались девочки, которых мы знали когда-то как “Урей кызлары”?
РСS. Откуда происходил муж Вашей сестры Васильев?
 
 
6/Х/1975 г.
 Дорогая Мария Петровна!
 
В последнем Вашем письме содержалось также многое, вызвавшее воспоминание о счастливых временах детства, юности и товарищах тех лет. Всех трех братьев Дмитриевых я знал, а один из них, Валериан, до 1918 г. учился в одном классе со мной и был моим близким товарищем школьным. (Кayaл пубынын малайлары). Отец их по моему был уроженцем д.Иванаево. Мне было бы приятно узнать, как сложилась их жизнь, а если Валериан и Константин живы, то хотелось бы их найти. Посылаю список наших одноклассников с Валерианом, с просьбой переслать ему, если он здравствует. Может быть Вы обнаружите в этом списке кого либо другого со знакомой фамилией.
 
“Наломавшие много дров” в 1930 г. Мaккa и Захаров Илья в 1937 г. видимо попали вместе с миллионами других несчастных в ту же яму, которую они сами усердно помогали копать. Тем самым свои “грехи” они искупили видимо.
Напишите мне, какая записка о кряшенах осталась у Вас? Хотя и решил было по этим близким нам темам больше ничего уже не писать, но хочется о кряшенах попытаться несколько прояснить запутанный вопрос об их происхождении. О казанских татарах вопрос ясен: они, продукт распространения ислама среди поволжских народностей: чуваш главным образом, а также марийцев (черемис), удмуртов (вотяков), мордвы и частично предков тех же кряшенов, т.е. тюркских племен (тямтюза и др.), которые обитали в Поволжье с древнейших времен и говорили на языке, схожем с языком татар Золотой Орды. Обращение Поволжских народностей в ислам и образование тем самым народности казанских татар началось с покорения быв. ханом Золотой Орды Улу Магометом чувашских племен и создания Казанского ханства, в 1437 или 1439 г. Национальные черты упомянутых древних предков кряшен сохранились только у части, оставшейся вне ислама, а впоследствии принявших формально христианство. Не “кряшены” возникли в результате крещения казанских татар, а наоборот “кряшены” были задолго до возникновения казанских татар и частично их предки участвовали вместе с другими упомянутыми выше народностями в образовании казанских татар. “Кряшены” много древнее наших татар, хотя мы не знаем, какое было самоназвание и название тогда у их предков, но их предки не были предками возникших впоследствии наших татар. Происхождение, история и культура у этих народов, т.е. казанских татар и кряшен, различаются со стародавних времен. До нашего времени сохранились у кряшен киремети (“кирямaтлaрабез кирелaнгaн -кнaген yлде бер таук, бoгoн берсе чирлaгaн”). В 1914 году я сам присутствовал при крещении в церкви Центральной крещ. татар. школы в Казани одного некрещенного (язычника) кряшена из д.Ст.Тябердино (тогда Цивильского уезда), где тогда таких было почти полдеревни. Современные татарские историки пытаются присвоить татарам культурное наследие предков кряшен, сохранившееся в обычаях, народных песнях, одежде и пр. только у их потомков.
Передайте “низкий поклон” Вашей тетушке Анне и Вашей сестре Анаст. Петровне.
 
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 Здравствуйте дорогая Мария Петровна!
 
Получил от Вас еще одно письмо, доставившее мне тоже большое удовольствие. Получил конечно и приложенные фотографии и письма моего очень не храброго молодого земляка. Сильно хвалить его не могу. Вы видимо не обратили внимание на то, что например в первом письме от 29.VII.1973 г. он пишет, что собирает материалы, чтобы в конце концов написать книгу исследование “кряшены”, а в последнем своем письме от 30.III.75 г., т.е. через 1,5 года, после упоминания о своих неудачах в жизни, хотя и успел защитить кандидатскую диссертацию, уже пишет совершенно другое, буквально: “Разве мне до кряшенского вопроса! Нет. Поэтому убедительно прошу не поручать мне каких-либо дел о кряшенах и вообще не писать мне о них”. Вот я послал Вам копию заключения ученого секретаря (одновременно он же зам. директора) института Этнографии Акад. Наук СССР, чтобы успокоить читающих мои записки о татарах и кряшенах, что не только в них нет ничего опасного, но в них вопросы излагаются с советской точки зрения против национализма татарского. Это заключение, конечно, оставьте у себя, так как я при необходимости могу снять копии с оригинала.
Теперь о татарском археологе Халикове. Его статью в газете “Сов.Татария” я не только прочел, но подробно разбираю в той самой записке “Казанские татары и их предки” в главе “археологическая теория происхождения татар”. Эту статью в свое время мне прислал Степан Никол., захвативший ее с собой при предыдущем приезде в Казань. Возможно, он эту статью получил от Вас. Она мне очень пригодилась. Халиков также ищет древних предков казанских татар в IХ-Х веках и поэтому не находит их вообще.
 
Этим татарским историкам хочется доказать, что они происходят от тех гусей “которые Рим спасли”, а не от общих предков с чувашами, черемисами и вотяками, как было в действительности. Наши татары есть результат распространения ислама среди разных народностей Поволжья. Несколько слов о своих детских воспоминаниях. У меня в памяти сохранилась такая картина: летний день, у открытого окна сидит и смотрит спокойным, а возможно и грустным взглядом на улицу (не высовываясь из окна!) очень молодая девушка в платье с красноватой окраской. Девушка с темноватым лицом и волосами (густыми). Я иду по улице мимо их дома. Мне, наверное, 9-10 лет не больше. Впечатление, которое произвела одна из Ваших тетушек тогда на меня не сгладилось в течение более 60 лет. Возможно, тогда сидела у окошка здравствующая из них Анна (как по отчеству?), которой не забывайте передавать приветы пожалуйста. Несколько слов также о себе - в настоящее время определенного недомогания нет, но на улице большинство пешеходов меня обгоняют. Моя жена, Мария Станиславовна, чувствует себя хуже и часто побаливает. Мой земляк журналист, погостивший у меня три дня, сказал, что я живу очень хорошо и в Казани едва ли есть в этом смысле такие. Это мнение человека, выросшего и продолжающего жить в перестроенном старом деревянном бараке. Если это не очень трудно, то вышлите мне пожалуйста еще фотографии кряшенских женщин в национальных нарядах.
Желаю Вам, сестре и тетушке всего - всего хорошего.
 
Иск. Ваш И.Максимов.
 
Письмо Вам уже мной было написано, осталось положить его в конверт и отправить, когда пришла бандеролью книга “Археологические памятники Волж. Камской Булгарии”, все я “проработать” не успел, но внимательно более или менее просмотрел.
 
Пронумерованы и перечислены с указанием места археологич. раскопки на территории бывш. Древней Булгарии с указанием границ этого государства, указывается что границы Сов.Тат.ССР совпадают с границами древнего государства, но отсюда не вытекает ничуть, что казанские татары потомки указанных булгар, хотя автору этого очень хочется.
 
Вступая в полемику с чувашами, которые считаются потомками булгар имея на то основание, автор говорит, что в Заказании, где возникло Казанское ханство, теперь татарских селений 622, а чувашских только одно. Нигде ни слова не говорится, что чуваши, удмурты, марийцы и кряшены в течение нескольких столетий группами селений отатарствовались переходя в мусульманство, так что до появления в 1438 г. татар Золотой Орды не было в наших краях ни одного “татарского”, вернее мусульманского селения, а жили чуваши, черемисы (марийцы), вотяки (удмурты) и предки кряшен (их самоназвание какое было тогда не сохранилось). А Халиков зав.отд. археологии института, где разработана и написана книга Р.Г.Фахрутдиновым. Если попытаться графически изобразить количество (размножение в результате мусульманизации) то картина была бы такая по годам:
 
Татарские историки обкрадывают с исторической точки зрения и происхождения чуваш, марийцев, удмуртов и кряшен, а последних обкрадывают дополнительно и начисто в отношении древнего культурного наследия и присваивают предков “кряшен” татарам (тоже кража!). Первый казанский татарин появился на земле после 1438 г. став из чувашина мусульманином. Ничего обидного для татар нет в происхождении от общих предков с Поволжскими народностями, но в татарах не вытравился былой национализм, который насаждался в свое время мусульманскими проповедниками вместе с неприязнью к русским.
Т
еперь вот что еще: если Вам, сестре и тетушке Анне или другому близкому человеку нужно лекарство или что другое чего нет в Казани, то прошу мне сообщить, чтобы я мог поискать и выслать.
Всего хорошего.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
22 октября 1975 г.
Дорогая Мария Петровна!
 
На этот раз пишу ответ на Ваше письмо в день его получения. Наши совместные “научные” изыскания вижу дают уже плоды. Вы мне пишете о трех братьях Дмитриевых, но они видимо не те, которых когда то знал я, но скорее всего двоюродные братья мои. Отцы из Иванаево и “пуплар” в обоих случаях, но имена и возраст детей не совпадают. Если это так, то они должны знать друг друга, так что эти помогут найти тех. Независимо от всего я рад узнать, что есть и двое здравствующих из моих земляков, причем Ваши двоюродные братья. Очень может быть, что с проживающими в Москве, при Вашем содействии, мы и встретиться сможем к общему, думаю, удовольствию. Галина Чебышева должна была приехать 27 августа, если мне не изменяет память, то в этот день и вечер я сидел дома (приехал с дачи), ожидая ее телефонного звонка. Если она приехала в тот день и мне звонила по телефону и вышло недоразумение, то безмерно могу сожалеть. Телефон наш “спаренный” с соседней квартирой, как часто встречается в новых домах, но разные №№ и никаких неудобств, недоразумений, как правило, не бывает.
 
Имеющаяся у Вас моя записка “кряшен” вопрос ставит очень интересно, но мало там сказано о том, что превращение кряшен официально в татар нанесло и наносит им социальный, культурный, а также большой моральный ущерб. Это мог бы обосновать при большом желании только человек, проживающий в Казани. Кроме того оставлена без критического рассмотрения теория проф. Воробьева о происхождении кряшен от татар, путем крещения их части, тотчас после присоединения Казани к Москве. Кряшены с татарами имеют в меньшей степени общих предков чем, скажем чуваши, которых, кстати, теперь считают потомками булгар Камских. Не думаю, что кряшены потомки только племени или племен, говоривших на языке отличном от древнебулгарского и схожем с современным кряшенским и татарским, которые в Поволжье, по мнению академика Малова, обитали уже более 1000 лет тому назад.
 
Посылаю Вам копию заклочения по моей статье “Казанские татары и их предки”. Если бы ее опубликовали, то это сбило бы невежественную спесь у татарских деятелей, а потом можно было бы говорить о кряшенах. Заговорили бы без боязни и другие, включая и добросовестных татарских ученых. Посылаю Вам указанное заключение, а ранее послал письмо научно-исслед. инст-та Чувашской республики для того, чтобы люди, знакомящиеся с моими рукописями, не думали и не боялись, что в рукописях может быть что либо крамольное с советской точки зрения. Посылаю три письма, включая первое и последнее из десяти моего Уреевского односельчанина, отец которого перебрался в Казань, а он там уже вырос, учился, окончил университет и теперь татарский журналист. Я его понимаю - он боится татарского национализма и на него не обижаюсь, но книгу о кряшенах он не напишет. “Милует царь, да не милует псарь”. Вот он и опасается чрезмерно этих псарей! Письма мне прошу потом отослать назад. Пока на этом кончаю с самыми наилучшими пожеланиями и приветами.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
I декабря 1975 г., г. Ленинград.
Дорогая Мария Петровна!
 
Присланное Вами групповое фото меня очень обрадовало, отчасти пробудило и грустные чувства, а с того времени задала мне задачу, над которой постоянно теперь думаю. Начну с трех мужчин в шляпах. Легко узнаю отца Тони Петровой, а рядом с ним Большакова (окячук). В крайнем пытаюсъ найти черты своего родителя и не обнаруживаю, хотя по логике должен бы быть он. Мои сомнения усиливает и то обстоятельство, что там в группе нет нашей матери и нас с братом, хо­тя количество детей значительно. Из дам узнаю мамашу Тони Петровой, Юстинию Прокопьевну, и Большакову (имя и отчество позабыл). Дама слева от Юст.Прокопь. предположительно может быть Ваша сводная ба­бушка. (Yлей - Елена ), а возможно супруга того крайнего мужчи­ны в шляпе, который видимо заменил на должности моего отца, оста­вившего службу в Урееве и поступившего в 1913 г. на курсы в Казани, так что летом того года его в Ópeeâe могло не быть. Если же фотог­рафия относится к лету 1914 г. тогда тем более на фотографии не мой отец. Кроме того там много детей, гораздо больше чем было у нас и Большаковых со включением Тони Петровой. Тогда детей было бы только пятеро, а на фото их девять, не считая двух девушек-подростков и одной уже взрослой. Мне кажется, что эти трое и есть Ваши тетушки. Там одна мне напоминает ту, которая тогда при откры­том окне. Тоня сидит, (не стоит) впереди отца. Не узнаю мужчину в фуражке. Так как фотографировал Ваш брат и там в группе Ваши те­тушки в молодости и юности, то я осмеливаюсь предположить, что группа заснята у памятника, возможно, Вашего дедушки и в день свя­занный с памятью его или другого родственника. С этими местами и людьми связаны самые лучшие мои детские воспоминания. Почему я не знаю Вашего брата Ивана, когда хорошо представляю В. отца и В. дом в Казакларах? Там были “Питэрляр” и “Александрлар”. Я хорошо помню Александра дедушку еще и потому, что он нас мальчишек в церкви драл за уши (церковный староста), если мы там себя плохо вели. У него тоже был сын с нашей точки зрения “взрослый дядя”. Кем тогда был этот самый Захаров Илья, у которого оказались Ваши вещи, где и что он теперь?
За любезное предложение черной смородины большое спасибо. У нас заготовлено достаточное количество черно-смородинового сиропа, который повидимому может заменить ягоды. Ваши фотографии кряшенок в национальных костюмах я смогу переснять.
Привет Вашей сестре Анастасии Петровне. Для Степ.Ник. она “Начта тутей”. Также привет Анне Георгиевне. Не она ли на ôîòî óæå взрос­лой девушкой?
Желаю всего наилучшего.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
 20 декабря 1975 г., г. Ленинград.
Дорогая Мария Петровна!
 
Я не смог спокойно дочитать Ваше последнее письмо так же, как Вы его не смогли дописать - расплакались. Мои старые нервы не выдержали, и я читал письмо, утирая, капав­шие из глаз, слезы. Было время разгула звериной жестокости в лю­дях, поощряемое и организуемое сверху. Исполнители типа вашего Захарова являлись трусливыми и подлыми псами, накидывающимися без­наказанно на невинных и несчастных людей, на которых их наускивали. Не был ли Захаров тогда учителем в Каз-ах? Александр Петрович уже в те времена моего детства был с небольшой проседью на голове и бороде. Помню, тогда они доставили и установили в Уреевской церкви большое распятие, причем основные хлопоты видимо легли на плечи церковного старосты. Должность была почетная и весьма доверитель­ная. Хотя Алекс. Петрович заслуженно и драл в том числе и меня за уши, но да будет мир его праху и земной поклон мой его могиле.
 
На групповой фотографии, заснятой внутри церковной ограды, крайняя слева девочка в белом должна быть Тоня Большакова, которая была на год моложе Тони Петровой. Дальше весь ряд девочек Вы уже перечислили. Неотгаданными остались: трое мальчиков между сестрами Чебышевыми, девочка около Большаковой, молодой человек в фуражке между двумя “матушками”, молодая дама между двумя лицами в шляпах, крайний слева мужчина в шляпе, в котором мне очень хотелось бы уз­нать своего родителя. Один из трех мальчиков видимо Петя Большаков, который был лет на 5-6 моложе своей сестры. По-видимому, приезд в Уреево был связан с каким либо семейным событием, по случаю кото­рого было молебствие. Иначе на фотографии не был бы весь “притч”, включая и служителя самого невысокого звания. Группа снята у хоро­шо мне знакомого памятника на могиле, должно быть весьма уважаемо­го и состоятельного в земной жизни человека. Таким образом, остает­ся еще много загадок.
 
Мой родитель умер в 1945 г. в с.Карабаянах, где с 1930 г. жил в качестве частного лица, в своем небольшом домике, с моей матерью. Аккуратно до дня смерти совершал по субботам и воскресеньям свои богослужения в присутствии единственной молящейся своей супруги. Много раньше, еще в студенческие годы я пытался уговоритъ его оставить свое дело и перестроиться на новый лад. Он разъяснял: “Без малай чактанук шулай чиркаyдя жырлаб, укыб клay итеб усеб, актыгында пуп булган. Безгя казер торганча торорга киряк и шулай yляргадя тейешле”. Так, и случилось. Моя жена Мария Станиславовна, была привезена матерью девочкой к брату мате­ри в Севск, Брянской области, в 1915 г. пока не отгонят подальше от Митавы немцев. Оказалось на всю жизнь и для матери и для 2-х девочек. Одним словом “минем катын пулaк маржасы”, но очень сда­ла здоровьем.
Желаю всего наилучшего. Всем приветы.
Ваш И.Максимов.
 
 Копия
Уважаемые земляки: тов.Андриянов, и   тов.Тазов С . и тов. Малов Д!
В газете “Социалистик Татарстан” за 16 июня 1974 г. напечатан ответ на ваше письмо о кряшенах. Не разделяя точку зрения газеты, но, не вставая пока с ней в дискуссию, посылаю вам свои некоторые записки по тому же вопросу. Мне хотелось бы узнать, как об­стоит дело со слиянием кряшен с татарами в сельских местностях по существу, а не только формально.
Ayaле заманда, бик кyбтяндя тyгел, жалганчы муллалар сузеня ышаныб, ауылы - ауылы блян татарга чыккан кряшенняр, чуашлар, чирмешляр, арлар бик тырышаларыйы чын татарларга ошарга. Aгер суз чыкканда, чукынган кешеляр икяннярен aйтеб китсяn, бик ачыуланалар ыйы, исемдя, мин малай чакта, базардан кайтышлый, татарга чыккан ар ауылынын бай Рахмятулла, багытына килгян намазын укырга, бабайларга кереб чыгыун. Aбей жаnгышыб аnар ayлеге арча исеме белян "Рaкей" диб aндяшся, Рахматулла ачуланыб: "Рaкей тугел, Рахматулла мин, акылсыз карчык" диб тoзятя торганыйы aбейнеn сyзен.
 
Шулай хязердя сезнеn илдя кем икяннярен aйтсяn :"нинди кряшен - чын татарлар без" диб ачуланмыйлар мы? Убедительно прошу мои записки, по ознакомлению с ними, передать интересующемуся этим вопросом молодому человеку, обучающемуся в ВУЗ-е или закончившему таковой.
Сау булыгыз
И.Максимов.
 
 Дорогая Мария Петровна!
 
Ответа на свое письмо я не получил и это в тех условиях естест­венно. Раз местная власть требует называться “татарином”, то бла­горазумно промолчать, если с этим и не согласен. “Горшком зови, но в печку не ставь”. Посылаю Вам копию моего письма на кряшенском языке, без “лІкин-бІлки”, в надежде, что оно доставит некоторое удовольствие в качест­ве весьма краткого литературного произведения.
 
Поясняю, что упоминается дед со стороны моей матери из дер. “УрІч Баши”, в 10 км от Кукмор, где я обычно гостил каждое лето до 1917 г.
РS. Упомянутая статья в татарск. газете побудила меня написать “Отжившие идеи в тат. газете”.
13/ХII/1975 г.        
Ваш И.Максимов.


Нужна
консультация?
Если у вас остались вопросы, заполните форму и наши специалисты в ближайшее время свяжутся с вами