Культурно-исторические характеристики кряшен

Р.Н.Мухаметдинова
(Альметьевск)

Распад СССР, повсеместный рост национализма титульной этнической группы и национальных меньшинств, «парад суверенитетов», в том числе и на территории Российской Федерации, поставили в 1990-е гг. много новых вопросов не только перед политическим руководством страны и ее регионов, но и перед учеными, занимающимися изучением национализма и этничности. Старые советские теории национализма, наполнявшиеся агрессивно-отрицательным содержанием, оказались неспособными дать глубокое объяснение причин многочисленных этнических конфликтов и споров, разогревшихся между народами, жившими прежде в мире друг с другом; в них явно недооценивалась роль так называемых, «этнопредпринимателей» [35.- С.166].

Одной из значимых тенденций в развитии национальных, этнических обществ современности является желание не быть поглощенным иной культурой, не утратить связь с собственной корневой традицией и в то же время развить в себе общемировые культурные достижения [17.-С.173]. Активизация кряшенского общественного движения, подъем этнического, религиозного самосознания и определенная политизация кряшенского общества стали закономерным результатом появления благоприятных изменений, демократизации в жизни Республики Татарстан и России в целом, что обусловило выход кряшен из инертного состояния, в котором они находились в 1930-70-е годы. Историки могут подтвердить, что до сего времени в общетатарских процессах кряшенам отводилось довольно скромное место, ибо их поведение было достаточно пассивным, а в некоторых случаях — близким к депрессивному [44.—С.174]. По мнению этнографа, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан Геннадия Макарова, сейчас эти парадигмы изменились, а прошлые стереотипы привычного общественного поведения кряшен уже имеют новые выражения.

Важными событиями в кряшенской общественной жизни последних лет стали, например, проведение в Казани научно-практической конференции «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность» (7 декабря 2000 года), Республиканская конференция национально-культурных объединений кряшен РТ (13 октября 2001 года). С привлечением большого количества участников прошел и конкурс-фестиваль кряшенского народного творчества Республики Татарстан 2001 года, который проводился в районах и завершился в конце года заключительным концертом. Прошла встреча представителей кряшенских культурных обществ республики с Президентом Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, где обсуждались актуальные проблемы развития культуры кряшенской общины республики.

Развитие кряшенской культуры и общества, особенности ее ментальности, как и всякое явление, имеют свою историю взлетов и падений и историю, которая требует к себе внимания и тщательного анализа. Вкратце остановимся лишь на событиях прошлого века, происходивших в начальном периоде образования Татарской республики, ибо они определили основные вехи в судьбе кряшен XX века.

С образованием Татарской советской республики по решению ее правительства, ее наркомнаца кряшенам были даны широкие полномочия и государственное финансирование различных структур по развитию культуры, образования. Имелись и солидные результаты, которыми мы могли бы сегодня годиться. Однако уже в конце 20-х годов ХХ века в стране начался тотальный террор, разгул претворения вульгарно-социологических идей, идеологический беспредел. Конфессиональные и связанные с ними этнические традиции кряшен были объявлены советской властью вне закона. В течение нескольких лет кряшенские церкви, монастыри, кряшенские школы, педагогический техникум, газеты, журналы были закрыты. Перестали существовать кряшенский театр, кряшенская музыкальная школа, издательство. Кряшенские книги были изъяты из библиотек и сданы в макулатуру. А видные кряшенские писатели, поэты, учителя, священнослужители были арестованы НКВД и ликвидированы. В результате проведения этих жестоких карательных мер кряшенство, кряшенская идея считались уничтоженной навсегда, а кряшенский вопрос «решенным» безвозвратно и окончательно [17.—С.19]. Данная проблема очень запутана в силу специфики ее объекта, а также по этнографическим и иным причинам. По ней имеется многочисленная, в своей основе очень противоречивая литература.

По мнению академика АН РТ В.В.Иванова, на сегодняшний день наиболее ценными являются книги Ю.Г.Мухаметшина «Татары-кряшены» (М., 1977), М.С.Глухова «Татарика» (Казань, 1996) и фундаментальный труд «Татары» (М., 2000) [17,—С.170]. В последнем, по мнению академика, кряшенская тематика показана в целостном виде как «сквозная проблема».
По мнению же Ю.Г.Мухаметшина, крещеные татары (кряшены), являющиеся неотъемлемой частью татарского народа, очень своеобразная и с научной точки зрения недостаточно изученная группа [30.— С.9-10].

Следует отметить, что литература о кряшенах очень скудна, монографических работ историко-этнографического плана не имеется. Сведения о кряшенах XVI-XVIII вв. содержатся в русских летописях, писцовых и переписных книгах. Актах, грамотах, переписке местных и центральных органов власти [30. –С.9]. В них содержатся данные о социально-правовом состоянии, религиозном положении, взаимоотношениях с местным населением.Существует несколько версий о происхождении кряшен.

В начале необходимо обратить внимание на некоторые цифры. Взглянем на демографию кряшен в ХVIII — начале XX веков (причина выбора данного периода: начиная с XVIII века сохранились отдельные сведения о численности крещеных татар, а в последний раз их учли как самостоятельную группу в советской статистике в 1926 году) [20. — С.34-42].
Годы                                    1719— 1744— 1762— 1782— 1795 —1833— 1857— 1897— 1911— 1920— 1926
Числ. кряшен (тыс. чел.)    7,0— 3,0— 30,0 —35,1— 40,0— 68,7— 80,3— 110,0— 123,0— 117—-120,0— 120,0
По мнению известного в Татарстане ученого, доктора исторических наук Д. Исхакова, в первой четверти XX столетия крещеные татары составляли 4,8 процента татар Поволжья и Приуралья, т.е. их количество было незначительным. Однако нельзя забывать и то, что в начале XX столетия почти половина их перешла в мусульманство [12.— С.34].

Для освещения истории, этногенеза крещеных татар необходимо предварительно рассмотреть уже принятое в науке деление их на группы. Особенности языка и традиционной культуры (народной культуры) позволяют выделить пять этнографических групп крещеных татар: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская и нагайбакская. Эти названия (кроме нагайбаков) условные, казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах). Молькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район). Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды). Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). И наконец, на землях Верхне-Уральского и Троицского уездов обосновалась нагайбакская группа.

Каждая группа кряшен имеет свою историю формирования — а эта история уводит в далекое прошлое. Однако есть у них и общая история. Если бы христианство не было принято, то из татар или других тюркских и нетюркских, но отатарившихся народов не возникла бы группа с названием крещеные татары. И вот тут возникает вопрос. Когда начали появляться кряшены? В научно-популярных трудах (например, в книге М.Глухова «Судьба гвардейцев Сююмбеки») наблюдается стремление показать принятие христианства кряшенами еще в XIV веке и даже в более древние периоды (V-VII века) [19.— С.37].

Д. Исхаков заявляет, что действительно одна часть тюрок с очень давних пор была христианами и об этом имеются первоисточники [20.— С.36]. И не только это, среди них известны и те, кто принял буддизм (влияние буддизма, это, как показывают материалы по Тюменской области, чувствуется и среди сибирских татар). И в период Золотой Орды, а до него — в Булгарском государстве — известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания. Имеется довольно много источников, повествующих о тюркских феодалах, которые в первой половине XIV века из Центральных районов Золотой Орды перебрались в русские княжества и приняли христианство. В XV-XVI веках в Московской Руси этот процесс продолжается. Однако все дело в том, что связь между тюрками, принявшими христианство, и сегодняшними кряшенами никакими историческими документами не подтверждается, да и подтверждение этого очень сомнительно: группа кряшен Среднего Поволжья — это последствие взятия Казани.

Далее Д.Исхаков говорит о том, что М.Глухов связывает кряшен с ногайцами и указывает на то, что их предки имели отношение к христианству. Возможно, древние тюрки были и среди ногайцев. Однако, будучи довольно известным в истории, народ Ногайской Орды в XI-XVI веках упоминается как чисто мусульманский. Так, например, ногайский князь Юсуф (обрусевшие Юсуповы из этого рода) в письме, написанном Ивану IV в 1551 году, открыто говорит: «Мы мусульмане, а ты христианин» [20.—С.40]. А теперь рассмотрим данную проблему более подробно. Как же все-таки формируется группа кряшен? Этот вопрос имеет две стороны: первая — начало политики христианизации (крещения) татар и его этнических подгрупп (компонентов), проживающих в Среднем Поволжье, а также итоги этой политики; вторая — куда уходят своими корнями этнические предки обращенных в кряшен групп.

По мнению этнографа, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан Геннадия Макарова, самоназвание кряшен первоначально представляло собой только конфессионим, ибо в понимании народа оно всегда было синонимично понятию христианин [26.— С.6]. По мнению Г.М.Макарова, в традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала XX века было принято называть общим термином «татары» [26.—С.6]. Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Однако сами кряшены с названием крещеные татары никогда не соглашались, ибо для них понятие татар синонимично понятию мусульманин. Поэтому в их понимании «крещеные татары» звучит как нонсенс — «христианские мусульмане» [16.—С.187].

Официально нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татар не связывают с конфессиональным содержанием: оно означает лишь народ, этническое сообщество, нацию. Исходя из татарской этнологии, кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керэшен татарлары, причем одни считают это название конфессионимом, а другие – этнонимом. Это приводит к дискуссиям, недоразумениям и даже конфликтным ситуациям.

Кряшены имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона, считает Г.М.Макаров. По мнению ученого, современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим культура кряшен особенно ценна для Волго-Камского региона, для России и всего мирового сообщества.

По оценкам Института этнологии и антропологии РАН и Госкомстата Российской Федерации, кряшен во всей России насчитывается около 300 тысяч человек [34.—С.6]. По переписи населения 1926 года их было 120,7 тысячи человек. Следует отметить, что по данным переписи населения 1926 года в Татарстане насчитывалось около 101 тысячи кряшен, то есть примерно 10 процентов от численности татар. Сейчас в Республике Татарстан 198 кряшенских деревень, в Казани кряшены составляют 3-5 процентов населения, в набережных Челнах около 10 процентов, в Нижнекамске 13-15 процентов, Заинске 35-40, Мамадыше 30-35 Елабуге 10-15, Менделеевске 10-15, Мензелинске 5-7 процентов. Как утверждают лидеры кряшенского национально-культурного движения, ныне кряшен в Татарстане около 200 тысяч человек, т.е. около 10 процентов от численности татар [34.—С.6]. Доктор исторических наук, профессор Н.Воробьев делит кряшен на «новокряшен» и «старокряшен» [8.—С.6]. Профессор считает, что, главным образом в царствование Анны и Елизаветы (первая половина XVIII века) создается вторая группа кряшен, получившая наименование «новокряшен». По его мнению, начиная со второй половины XIX века новокряшены массами воссоединяются со своей основной народностью и к моменту революции новокряшен почти не остается.

Старокряшены же, говорит далее Н.Воробьев, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой. В своей книге «Кряшены и татары», вышедшем в Казани 1929 году, профессор Н.Воробьев утверждает: «Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, еще достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт» [8.— С.6].

Некоторые историки считают, что в 619 году князь западносибирских тюрков Бу-Юрган (Органа) для закрепления союза с Византией принял с частью своих соплеменников греческое (православное) христианство в зависевшем в то время от византийцев городе Херсонес (Корсунь, Кряшен). С той поры православных булгар называют «кряшенами» [35.—С.16]. Сами кряшены считают себя потомками некоего тюркского племени, крещеного еще в VI веке [34.—С.6]. По мнению доктора философских наук, профессора Д.Насилова, в сложении кряшен участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе ногайско-кыпчакские и более раннего происхождения компоненты. Исследователи отмечают, что хотя кряшены генетически связаны с казанскими татарами, но своеобразие материальной и духовной культуры, рост самосознания позволяют считать их самостоятельным этносом.

К такой точке зрения склоняются многие ведущие отечественные этнографы, в числе которых С.И.Брук, Н.И.Воробьёв. И действительно, в связи с происходящими в последнее время на территории России этническими процессами, которые характеризуются ростом этнического самосознания и связанным с этим вниманием к статусу своего родного языка, кряшены по-новому оценивают свой этнос и место своего языка. Причем эти процессы происходят не только в среде национальной интеллигенции, но и охватывают широкие слои населения разных возрастных групп.

Таким образом, опираясь на эти данные, целесообразно сделать следующий вывод: на сегодняшний день в ученых кругах единого мнения о культурно-исторической идентичности кряшен (крещеных татар) не существует. Несмотря на научный характер данной проблемы, они имеют идеологическую подоплеку, поскольку затрагивают интересы статусной нации республики Татарстан, в частности вторгаются в сферу современной этнополитики.