2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы, анализиру­ется степень ее изученности, обозначаются объект и предмет ис­следования, хронологические рамки, характеризуется источнико­вая база, определяются цель, задачи и методология исследования. В Главе I «Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в освещении российских историков 50 - начала 80-х гг. XIX в.» рассматриваются концептуальные взгляды дореволюционных отечественных историков 50 - начала 80-х гг. XIX в. на христианизацию нерусских народов Среднего Поволжья. Глава состоит из двух параграфов.  В первом параграфе подвергаются анализу исследования «светских» историков 50 - начала 80 гг. XIX в., в которых были рассмотрены вопросы христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. 

К  середине  XIX в.  Религиозная  картина  в  Среднем  Поволжье  характеризовалась чрезвычайной пестротой и многообразием. Формально большая часть нерусского населения региона, исключая татарское, относилась к православному вероисповеданию. В то же время фактически основная часть новокрещеных продолжала придерживаться традиционных верований. Модернизация российского общества и политической системы в период правления Александра II вызвала изменение методов христианизации и просвещения нерусских народов — использование    родного   языка в богослужении и начальном обучении. В итоге к 80-м гг. XIX в. христианизация нерусских народов, за исключением татар, стала достигать первых, действительных успехов.

Пересмотр форм, методов и средств христианизации нерусских народов побудил историков обратить внимание на практически неисследованную историю распространения христианства в Среднем Поволжье. Их изыскания в этой области призваны были способствовать активизации и интенсификации христианизаторской политики правительства и церкви. В середине XIX в. значительно возрос интерес исследователей к истории и этнографии нерусских народов. Эти обстоятельства и обусловили выделение истории христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в качестве самостоятельного предмета исследований. 
До второй половины XIX в. история распространения христианства среди нерусских народов Среднего Поволжья фактически не становилась предметом специальных исторических изысканий. Она лишь находила эпизодическое освещение в ряде работ по этнографии народов Среднего Поволжья или церковной истории середины XVIII–пер­вой половины XIX в. Сведения о религиозной жизни нерусских народов Среднего Поволжья содержатся в сочинениях И.Г. Гмелина, П.И. Рычкова, А.И. Лызлова, Г.Ф. Миллера, А.А. Фукс, Н.М. Щербатова, архимандрита Платона Любарского.
Фактическая постановка вопроса истории христианизации не-русских народов Среднего Поволжья в российской исторической науке произошла в труде известного дореволюционного историка С.В. Ешевского «Миссионерство в России», написанном в 1857 г. При рассмотрении христианизации нерусских народов он исходил из положения о несомненной прогрессивности распространения православия среди «иноверцев» и считал христианизацию неотъ-емлемой составной частью русской колонизации. Историк также  об-ратил   внимание  на  формальный  характер  христианизации  в  XVI–XVIII вв., описал средства ее проведения. Он  также выделил особенности миссионерства в  России  и поднял проблему религиозного синкретизма как явления, неизбежно сопровождающего процесс распространения христианства среди язычников и мусульман.
Многие аспекты христианизации нерусских народов Среднего Поволжья осветил в своем многотомном сочинении великий русский историк С.М. Соловьев. В христианизаторской политике как государственном мероприятии он видел необходимое средство усмирения завоеванных некогда народов и их включения в единый общероссийский организм. Им было дано представление о наиболее важных государственных мерах по христианизации нерусских народов и некоторых средствах ее проведения. Ученый усматривал взаимосвязь между характером религиозной политики по отношению к мусульманам и внешней политикой страны, а именно противодействием с Турцией и Крымом.
Подавляющее большинство исследований, посвященных распространению христианства среди нерусских народов Среднего Поволжья, опубликованных в дореволюционный период, принадлежат перу казанских авторов. Это обстоятельство было связано с тем, что именно Казань стала религиозным и административным центром распространения православия среди нерусских народов. При этом все казанские авторы имели самое непосредственное отношение либо к Казанскому университету, либо к Казанской епархии и Казанской Духовной академии.
А.П. Щапов в период своей работы в Казани в статье, посвященной казанскому епископу Луке Канашевичу, рассмотрел становление системы религиозного просвещения нерусских народов в пределах Казанского края. Он впервые в отечественной историографии высказался о принудительном характере многих христианизаторских мер правительства и церкви. Им подробно была рассмотрена религиозно-просветительская и миссионерская деятельность казанского епископа Луки Канашевича, дана критическая, во многом не совпадающая с официально принятой, оценка средств и методов крещения нерусских народов в XVIII в.
Н.А. Фирсов впервые произвел обобщающий обзор истории распространения православия среди нерусских народов Среднего Поволжья в XVIII в. Он всецело охарактеризовал меры по приведению в христианство «инородческого» населения, обратил внимание на анализ причин, препят-ствовавших  христианизации нерусских народов. Н.А. Фирсов стал рассматривать христианизацию как социальное явление и обратил внимание на экономическую составляющую этого процесса. Ученый выявил прямую взаимосвязь между наличием русской колонизации «иноверческих» регионов и принятием нерусским населением православия.
Казанский историк рассматривал льготы как основное и наиболее эффективное средство крещения «инородцев», но льготы, по его мнению, во многом противоречили финансовой системе Российской Империи и наносили ей серьезный урон. Автором впервые был описан финансовый механизм выделения средств для предоставления льгот новокрещенам. Также Н.А. Фирсов впервые обратил внимание на социальную составляющую причин формального массового крещения в середине XVIII в., отметив, что отсутствие у «инородцев-язычников» структурированного и организованного духовенства позволило православию внедриться в их религиозную жизнь. Были проанализированы историком также и причины неудач христианской проповеди среди мусульман.
М.Ф. Владимирский-Буданов рассмотрел процесс становления системы религиозного просвещения для нерусских народов во взаимосвязи с процессом развития школ в России.
Рассмотрение вопросов христианизации нерусских народов Среднего Поволжья «светскими» историками в 50-начале 80-х гг. XIX в. происходило в рамках более обширных исследований, посвященных истории и этнографии средневолжского региона либо истории России в целом. Изучение истории христианизации проходило в рамках государственной исторической школы.
Христианизация нерусских народов трактовалась как неотъем-лемая часть русской колонизации и государственной религиозной политики. Особо подчеркивалась несомненная цивилизирующая и просветительская роль православия для населения Среднего Поволжья, стоявшего на более низкой ступени социально-экономического, политического и культурного развития. Основное внимание было обращено на формы и методы распространения православия в Среднем Поволжье во второй поло-вине XVI–XVIII в. При этом было обращено внимание на формальный характер принятия нерусскими народами крещения, причиной коего были, в большинстве своем, материальные льготы. Практически все историки признавали меры принуждения, бывшие при проведении христианизаторских мероприятий, но не признавали их насильственного  характера. Лишь  при  рассмотрении религиозной политики государства и церкви по отношению к татарам исследователи позволяли себе говорить о насилии и принуждении.
Во втором параграфе дается представление о вкладе церковных историков в изучение распространения православия среди нерусских народов Среднего Поволжья, анализируются их взгляды на ход и характер христианизации.
С середины XIX в. церковные историки начинают разработку проблем христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Это было связано с тем, что православное миссионерство в данном регионе переживало глубочайший кризис и нуждалось в скорейшем реформировании. Исследования в области истории распространения христианства среди нерусских народов были призваны содействовать в поиске решения миссионерских задач Русской православной церкви и Российского государства, поскольку христианизация неправославных народов рассматривалась как способ их включения в единый российский социум.
Научным центром «миссионерского направления» в российской историографии нерусских народов Среднего Поволжья стала Казань. Здесь изучение христианизации производилось студентами и преподавателями Казанской Духовной академии, а также членами православного «Братства святителя Гурия», основанного в 1867 г. Кроме того, изысканиями в интересующей нас области занялись рядовые священнослужители Казанской епархии и краеведы, перу которых принадлежали публикации этнографического характера, где предметом исследования становилась религиозная жизнь нерусского населения Среднего Поволжья.
Исследователями миссионерского направления А.Ф. Можаров-ским, А.Г. Хрусталевым и М. А.Васильевым были изданы сочи-нения обобщающего характера по истории христианизации нерус-ских народов Среднего Поволжья, охватывавшие период со второй половины XVI до середины XIX в. Они были далеко не равноценны по своей содержательности и научной значимости. Общим для перечисленных авторов является их видение христианизации как несомненного блага для нерусских народов, которые тем самым приобщались к более высокоразвитой русской православной культуре и могли в полной мере пользоваться «плодами хрис-тианской просвещенности». Несомненной заслугой данных авторов является то, что они подробно описали ход христианизации в Среднем Поволжье  в  рассмотренный  ими  период,  дали  пред-ставление о  средствах и  методах  проведения  христианизаторской политики. Данными исследователями также были проанализированы причины невосприимчивости неправославного населения миссионерскому воздействию.
Весь ход христианизации в Казанском крае был рассмотрен А.Ф. Можаровским в контексте нахождения на Казанской кафедре того или иного ее главы с привлечением большого количества законодательного материала. Им было дано целостное представление о развитии миссионерских учреждений в Среднем Поволжье. Автор также подчеркнул значение монастырей как центров религиозной колонизации.
По мнению А.Ф. Можаровского, основное внимание церкви и властей до XVIII в. было уделено преимущественно христианизации татар. Крещение других нерусских народов Среднего Поволжья историк вменяет в заслугу Новокрещенской конторе. Проследив эволюцию христианизаторской политики во второй половине XVIII–первой половине XIX в. А.Ф. Можаровский заключил, что целью ее в XIX в. стало удержание в православии новокрещеных. В связи с этим историком был подробно проанализирован вопрос об отпадении.
Для исследования студента Казанской Духовной академии А.Г. Хрусталева были характерны некритическое отношение к источникам и голословность выводов в суждениях. Подача материала происходит с явно промонархических и проправославных позиций. Для автора также была характерна религиозная неприязнь и уничи-жительное отношение к нерусским народам. Тем не менее, сочи-нение А.Г. Хрусталева явилось первым историческим трудом, охва-тившим процесс христианизации нерусских народов Среднего По-волжья в феодальный период. В нем были приведены множество ценнейших исторических сведений, предпринята попытка дать об-щую картину распространения православия в Казанском крае. Для сочинения священника М.А. Васильева были характерны те же го-лословность выводов и пренебрежение источниками, что и для А.Г. Хрусталева. Тем не менее, оно представляет историографическую ценность, поскольку содержит интересные оценочные суждения по многим вопросам христианизации. Так, к примеру, М.А. Васильев пусть исподволь, но уже склонялся к осуждению насильственных методов крещения нерусских народов и обратил внимание на факты социального недовольства и протеста с их стороны.
Значительный  интерес для церковных историков  представлял  вопрос о становлении и развитии системы христианского просвещения нерусских народов   Среднего   Поволжья.  Этому  аспекту   христианизации   были посвящены исследования Е.А. Малова, А.Ф. Можаровского и П.В. Знаменского. Данные исследователи сходились во мнении, что все попытки создания системы религиозного просвещения нерусских народов закончились неудачно, не принеся никакой ощутимой пользы делу привлечения нерусских народов Среднего Поволжья в лоно Русской православной церкви, а даже наоборот, еще больше «охладили» их к христианской вере.
 Е.А. Маловым на основе разнообразных исторических источников был прослежен процесс становления системы религиозного просвещения нерусских народов Среднего Поволжья в XVIII в. Он проанализировал религиозно-просветительскую деятельность виднейших предстоятелей Казанской епархии в XVIII в.: Тихона III, Иллариона Рогалевского и Луки Канашевича; дал критическую оценку их вклада в становление новокрещенских школ. Церковный историк также дал представление о проектах создания школ для нерусских народов, выдвинутых деятелями XVIII в.; проследил реализацию государственного проекта 1735 г. о создании четырех школ для новокрещеных в Казанском крае.
Сочинение Е.А. Малова «О Новокрешенской конторе» явилось первым в российской историографии, всецело посвященным истории этого миссионерского учреждения. Несмотря на то, что автор смог документированно изложить ее деятельность лишь до 1749 г., он сумел показать ход массовой христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в 1731-1764 гг. Е.А. Малов стал первым отечественным историком, выделившим период функционирования Новокрещенской конторы в отдельный этап распространения христианства среди нерусского населения Среднего Поволжья; им была дана и собственно периодизация истории самой Конторы.
Протоиерей подробнейшим образом рассмотрел миссионерскую деятельность глав и сотрудников Новокрещенской конторы, а также предстоятелей Казанской епархии данного периода. Им было дано довольно подробное представление о штатах и финансах Новокрещенской конторы, проанализирована ее деятельность в различных местностях Среднего Поволжья. Отметим, что для Е.А. Малова было характерно критическое отношение к некоторым средствам и методам реализации политики христианизации. К примеру, были подвергнуты критике меры по переселению но-вокрещенов. Тем не менее, трактовка истории Новокрещенской конторы была произведена Е.А. Маловым с позиций не-сомненной  благотворности  распространения православия среди нерусских народов, с умалчиванием многих насильственных мер и так далее. Но то, что изложение материала было проведено с применением обширнейшей источниковой базы и зрелой методологической основы делает работу «О Новокрещенской конторе» востребованной и по сей день.
Рассмотрению религиозной жизни крещеных татар, утверждению в их среде христианских верований были посвящены работы Е.А. Малова, Н.И. Ильминского, М. Аппакова, Н. Крылова, М. Максимова, А.Ф. Можаровского, И.М. Софийского. Отметим, что уже в трудах указанных авторов был поднят вопрос об этнической истории старокрещеных татар, высказана идея о их «языческом прошлом».
В 50-80-е гг. XIX в. на страницах церковных периодических изданий были опубликованы статьи самых разнообразных «околоцерковных» деятелей, посвященные религиозной жизни нерусских народов, влиянию на нее христианского вероучения и обрядности. Можно говорить, что в этот период шло накопление фактического материала для будущих исследований в этой области.
Как светские, так и церковные историки трактовали Христианизацию как необходимое средство вовлечения народов бывшего Казанского ханства в ареал русского влияния. Для всех историков данного периода была характерна концепция ненасильственной христианизации. Насилие, по их мнению, в редких случаях применялось лишь к татарам-мусульманам, и только с целью пред-отвращения исламского влияния на новокрещеные народы. Также для исследователей 50–начала 80-х гг. XIX в. была свойственна идеализация деятельности миссионеров второй половины XVI в. Кроме того, основное внимание было уделено периоду функционирования Новокрещенской конторы, что было обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период происходило массовое крещение большей части населения чувашей, мордвы и марийцев Среднего Поволжья.
Отличало светскую и церковную историографию то, что историки первого направления серьезное значение придавали изучению различных социальных и экономических аспектов воплощения христианизаторской политики в Среднем Поволжье. Христианизация рассматривалась ими во взаимосвязи с политическими и социально-экономическими процессами в стране. Также светские историки обращали гораздо большее внимание на социальные последствия христианизаторской политики.
Исследователями  в 50 - начале 80-х гг. XIX в. было выявлено и введено в  научный  оборот  огромное  количество  источников  по  христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Особую группу среди них составили законодательные источники, тексты которых зачастую приводились в исследованиях в полном объеме. Практически все работы были построены на их основе с привлечением различного рода делопроизводственной документации Св. Синода и духовных учреждений Казанской епархии.
Глава II «Историография христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в период от начала 1880-х до 1917 г.» посвящена анализу российской историографии распространения христианства среди нерусских народов Среднего Поволжья в указанный период.
В первом параграфе подвергаются историографическому анализу исследования отечественных авторов, опубликованные в период от начала 1880-х до 1905 г.
Охранительная политика самодержавия в 80-90-е гг. XIX в. подразумевала не только ограничение либеральных прав и свобод, но и более пристальное обращение к религиозной политике. Стремление укрепить основы самодержавия влекло за собой усиление внимания к проблемам христианизации нерусских народов. Основным средством христианизации нерусских народов становится их религиозное просвещение через заведение «инородческих» школ на основе системы Н.И. Ильминского.
В октябре 1882 г. при Синоде была организована специальная комиссия в составе представителей Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения для выработки законо-проекта по реформированию системы начального образования. В 1884 г. были утверждены «Правила о церковно-приходских шко-лах». Постепенно новые типы школ стали количественно преоб-ладать над земскими и министерскими. Согласно «Правилам и про-граммам для церковно-приходских школ и школ грамоты» обу-чение в них, в отличие от земской трехгодичной школы, ограни-чивалось сокращенным двухлетним курсом, из которого исключа-лись почти все общеобразовательные курсы. Основное внимание обращалось на Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение и механическое усвоение элементарных знаний. Управление новой школьной структурой 19 января 1885 г. было передано Си-ноду и епархиальным училищным советам во главе с архиереями.
Актуальной в последние десятилетия XIX в. стала проблема скорейшей русификации нерусского населения и утверждения новокрещеных народов в православной вере, что самым непосредственным образом отразилось и на процессе изучения христианизации нерусских народов Среднего Поволжья.
Е.Н. Воронцу удалось провести сравнительный анализ «креще-ния Руси» и христианизации нерусских народов Российского госу-дарства, выделить сходства и различия.
Е.К. Смирнов стал очередным церковным историком, рассмотревшим весь ход распространения христианства среди нерусских народов, в том числе и Среднего Поволжья. Его взгляды на перио-дизацию христианизации в корне отличались от ранее выска-занных. Период функционирования Новокрещенской конторы им не рассматривался как отдельный. Заслугой данного исследователя является то, что он заострил внимание на политических факторах принятия «иноверцами» православной веры.
В начале 1880-х-1905 гг. историки значительно расширяют тематику своих исследований за счет изучения отдельных аспектов распространения православия среди нерусских народов. Наряду с историческими сочинениями обобщающего характера появляются работы, в которых были затронуты вопросы об особенностях христианизации отдельных народностей Среднего Поволжья. Вятский историк П.Н. Луппов впервые рассмотрел вопрос о распространении православия в среде удмуртов. Он предложил своеобразную периодизацию процесса их христианизации. Несомненной заслугой автора являлась и первая попытка классификации и систематизации законодательных источников по христианизации нерусских народов. Исследования П.Н. Луппова были написаны на высоком методологическом уровне, с проведением источниковедческого и историографического анализа. Христианизация удмуртов рассматривалась историком как проявление русификации. П.Н. Луппов, на основе историко-сравнительного метода, как бы параллельно рассмотрел процесс распространения православия среди удмуртов Вятского и Казанского края, предложив разную периодизацию для двух этих регионов. Также П.Н. Луппов исследовал эволюцию религиозной жизни удмуртов под воздействием православия.
Этнограф-эволюционист И.Н. Смирнов, изучив религиозную жизнь марийцев, мордвы и удмуртов, пришел к выводу о волно-образном характере активизации правительственных и церковных мер по крещению «инородцев». Основное внимание он уделил рас-смотрению право-славно-языческого синкретизма, возникшего в результате распространения христианства среди нерусских неис-ламских народов Среднего Поволжья. И.Н. Смирнов, кроме того, обратил внимание на различия распространения православия меж-ду отдельными неисламскими народностями Среднего Поволжья и даже их этническими группами.
Кроме И.Н. Смирнова, вопрос о влиянии православия на быт и верования нерусских народов Среднего Поволжья осветили в своих работах В.К. Магницкий, В. Рагозин, Т. Семенов. Кроме того, великий русский историк В.О. Ключевский кратко осветил взаимодействие русского православия и мордовского язычества.
Особое внимание стали уделять изучению вопросов становления и развития религиозного просвещения нерусских народов. И.А. Износков и М.А. Машанов всесторонне осветили религиозно-просветительскую деятельность Братства св. Гурия, а Е.Н. Воронец дал представление о миссионерской деятельности Православного миссионерского общества. Кроме того, данные исследователи, а также К.П. Прокопьев и Н.В. Никольский осветили работу казанских миссионеров по переводу религиозных книг на языки нерусских народов Среднего Поволжья. К.В. Харлампович в значительной степени расширил и дополнил сведения о развитии системы христианского просвещения нерусских народов Казанской епархии в XVIII в.
Значительное внимание на рубеже XIX–XX вв. было уделено исследованию деятельности Н.И. Ильминского. В работах П.В. Знаменского, Н.А. Спасского и А. Рождествина было дано представление о жизнедеятельности просветителя, охарактеризован его вклад в дело христианского просвещения нерусских народов.
Во втором параграфе были прослежены и проанализированы изменения, произошедшие в историографии христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в 1905-1917 гг.
1905 г. явился переломным этапом в жизни Российского государства. Грандиозные внутренние преобразования, вызванные революционным подъемом в стране, отразились и на религиозной политике царского правительства. Апрельский манифест, который провозгласил свободу вероисповедания, вызвал неоднозначный отклик общественности страны. К примеру, он подвергся резкой критике со стороны представителей миссионерских кругов. Русская Православная церковь ответила на вышеуказанный манифест активизацией миссионерской деятельности. В Казанской епархии была учреждена Миссия, занимавшаяся в том числе и духовно-просветительской деятельностью в среде нерусского и неправославного населения.
В 1905-1917 гг. проблематика исследований практически  не расширилась, но происходило углуб-ление изучения многих аспектов распространения православия  в  Среднем Поволжье. С 1905 г. В  исследованиях стала явственно прослеживаться критика насильственных момен-тов в христианизации нерусских народов Среднего Поволжья.
Н.В. Никольским всецело был раскрыт ход христианизации чувашей в XVI–XVIII вв.; охарактеризовано влияние православия и церкви на общественную и религиозную жизнь чувашей. Признав методы христианизации чувашей с середины XVI до конца XVIII в. непригодными, историк объективно проанализировал и интерпретировал сведения, содержащиеся в источниках. Кроме того, Н.В. Никольский исследовал вопрос о влиянии христианизации на социальный климат внутри чувашского этноса, обратил внимание на проблему противостояния православия и ислама, их воздействии на религиозную жизнь чувашей.
М. Остроумов дополнил представления об истории Новокрещенской конторы, а также заострил внимание на проблеме исторического противостояния ислама и христианства в Среднем Поволжье.
После апрельского манифеста 1905 г. особенно остро перед христианскими миссионерами встала проблема отпадения крещеных татар и других нерусских народов в ислам. Ей были посвящены многочисленные публикации епископа Андрея, И.А. Износкова, С. Багина, Я.Д. Коблова, Г.А. Филиппова, Д. Григорьева и ряда других исследователей. 
Продолжались проводиться изыскания в области истории раз-вития системы религиозного просвещения в Среднем Поволжье. И.А. Износков изучил развитие системы христианского просвещения в XIX в., выявил и подвергнул критике ее недостатки. Также он подробно рассмотрел и проанализировал религиозно-нравственное состояние новокрещеных в последней трети XIX в., существенно дополнил сведения о деятельности Братства св. Гурия. С.В. Чичерина дала подробное представление о процессе становления системы Н.И. Ильминского, охарактеризовала ее влияние на религиозную и повседневную жизнь нерусских народов. А. Цаликов под-вергнул жесткой критике меры правительства, принятые в 1870 г. с целью русификации «инородцев», открыто и явственно высказав мнение о несомненно насильственном характере политики христианизации нерусских народов. 
Религиозная жизнь крещеных нашла свое освещение в этногра-фических исследованиях М.А. Васильева, Р.Д. Даулея, Н. Одигидриевского.
Для историографии исследуемой проблемы в конце XIX–начале XX в. были характерны противоречивые тенденции. На протяжении всего периода наблюдается неуклонный рост методо-логических и источниковедческих основ исследований историков миссионерского направления.
 
Несмотря на господство охранительной политики, в них все явственнее проявляется критическое отношение авторов к имевшимся негативным моментам процесса христианизации нерусских народов. Церковные историки стали рассматривать христиани-заторскую политику во взаимосвязи с политическими процессами, анализировать социальную составляющую распространения право-славия. Особое внимание стали обращать на вопрос о противо-стоянии христианства и ислама в Среднем Поволжье, подвергать анализу противоборство двух этих религий в этнической среде, вплоть до бытового уровня. Значительное место в исторических со-чинениях занимало рассмотрение проблемы религиозного отпаде-ния крещеных татар и представителей других нерусских народов в ислам. С другой стороны, ряду авторов данного периода были свойственны крайне пренебрежительное отношение к «инород-цам», религиозная нетерпимость и идеализация роли православия в процессе общественного и культурного развития нерусских народов.
В последние десятилетия XIX–начале XX в. расширилась проблематика исследований за счет ранее не рассматривавшихся аспектов христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Так, значительно глубже стал изучаться процесс распространения православия среди отдельно взятых нерусских народов. Наряду с этим, продолжали издаваться работы, рассматривавшие распространения христианства в общероссийских масштабах и даже масштабах всемирно-исторических.
Исследователи стали уделять пристальное внимание изучению истории миссионерских учреждений. Существенно были пополнены представления научной и широкой общественности о религиозно-просветительской деятельности Казанской Духовной академии, Российского библейского общества, Московского Православного общества, Братства святителя Гурия и Казанской Центральной крещенотатарской школы. Также продолжалось изучение становления и развития системы христианского просвещения нерусских народов в Среднем Поволжье.
Помимо работ профессиональных историков стали все чаще, преимущественно в церковных журналах, издаваться изыскания краеведов-любителей, в которых так или иначе затрагивались вопросы христианизации. Чаще всего это были публикации этнографического характера, где рассматривался вопрос о влиянии православия на религиозную жизнь нерусского населения. С конца XIX в. статьи подобного рода стали выходить из-под пера нерусских священнослужителей.
 
Рассмотренный период явился также временем становления татарской национальной исторической науки. Татарские национальные историки избегали высказывать свои суждения в интересующей нас области из политических и цензурных соображений, сосредоточив свое внимание на дороссийском прошлом Среднего Поволжья. Исследователи современного Татарстана отмечают, что их видение политики христианизации весьма разнилось с общераспространенной.
В начале XX в. в исследованиях стала намечаться тенденция к жесткой критике негативных моментов христианизации. Появляются сочинения, в которых прямо говорится о насильственном характере насаждения православия среди нерусских народов Российского государства.
В заключении подводятся итоги исследования:
- для историков 50–начала 80-х гг. XIX в. была характерна концепция ненасильственной христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Основное внимание в изысканиях данного периода было уделено XVIII в.;
- отличало «светскую» и церковную историографию 50–начала 80-х гг. XIX в. то, что историки первого направления серьезное значение придавали изучению социально-экономических и политических аспектов воплощения христианизаторской политики. Церковные историки сосредоточили свое внимание на описании и анализе миссионерской деятельности священнослужителей различного ранга, зачастую рассматривая проблему в отрыве от политических и экономических процессов в стране. Некоторые работы церковных и близких к ним исследователей отличались низким методологическим уровнем и пренебрежением к источ-никам, их вольной трактовкой. Кроме того, для многих церковных историков было характерно уничижительное отношение к нерусским народам и неприязнь к исламу;
- с начала 1880-х гг. постепенно сглаживались различия между исследованиями светских и церковных историков. Несмотря на господство охранительной политики, в них все явственнее проявляется критическое отношение авторов к имевшимся негативным моментам процесса христианизации. Церковные историки стали рассматривать христианизаторскую политику во взаимосвязи с политическими процессами в стране, анализировать социальную составляющею распространения православия. Особое внимание стали обращать на вопрос о противостоянии христианства и ислама в Среднем Поволжье;
- в конце XIX–начале XX в. историки христианизации нерусских народов Среднего Поволжья значительно расширяют тематику своих исследований. Наряду с историческими сочинениями обобщающего характера появляются работы, в которых были затронуты вопросы об особенностях христианизации отдельных народностей Среднего Поволжья. Исследователи стали уделять пристальное внимание изучению истории миссионерских учреждений, миссионерско-просветительской деятельности Н.И. Ильминского и развитию системы религиозного просвещения, а также рассмотрению проблемы религиозного отпадения новокрещеных;
- с 1905 г. стала явственно прослеживаться критика насильственных моментов христианизации нерусских народов Среднего Поволжья, открыто высказывалось мнение о ее насильственном характере;
- в дореволюционной российской историографии христианизации нерусских народов Среднего Поволжья были подробно разработаны вопросы о средствах и методах осуществления христианизаторской политики, освещен процесс ее осуществления вплоть до первых десятилетий XX в. Была создана значительная источниковая база.
 
 Отдельные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Зайцев А. В. Вклад историков Марий Эл в изучение истории христианизации народов Среднего Поволжья / А. В. Зайцев // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2005. – № 1(5). – Т. 1. – С. 124-130.
2. Зайцев А.В. Дореволюционная отечественная историография православной миссии в Среднем Поволжье / А.В. Зайцев // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2006. – № 1(7). – Т. 1. – С. 131-135.
3. Зайцев А. В. Изучение истории христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в современной российской исторической науке (обзор квалификационных работ) / А. В. Зайцев // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья : сб. науч. статей по материалам междунар. науч. конф. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2006. – Т. 1. – С. 73-86.
4. Зайцев А. В. Освещение истории христианизации народов Среднего Поволжья в работах историков современного Татарстана / А. В. Зайцев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2005. – № 4(47). – С. 147-152.
5. Зайцев А. В. Христианизация народов Среднего Поволжья в трудах чувашских историков / А. В. Зайцев // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2004. – № 1(3). – Т. 2. – С. 87-93.
6. Зайцев А. В. Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в трудах казанских церковных историков (60-70-е гг. XIX в.) / А. В. Зайцев // Вестник Чувашского университета. – 2007. – - № 4, гуманитарные науки. – С. 11-15.1 

Источник: Сайт учителя обществознания и экономики А.В.Зайцева

_____________
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК России
 
 Отпечатано в типографии ОАО “Химпром”
Заказ 2727. Тираж 100