Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину Мамадышского уезда Казанской губернии

Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину Мамадышского уезда Казанской губернии// Известия по Казанской Епархии (официальный отдел). – 1909. – № 17 (1 мая). – С.с. 480 – 481.

ПОРЯДОК
следования св[ятых] икон с частицами св[ятых] мощей: […] в) в Покровскую женскую общину, для крещёных татарок,
Мамадышского уезда

[…]

В) Покровская женская община Мамадышского уезда.

1. В село Покровскую общину начальником Серафимовского скита, Пермской губернии, иеромонахом Серафимом, отделены от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского Митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 года, и грамоте за подписом Митрополита Нила, от 12-го апреля 1870 года, и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме, Архимандрита Григория, от 23 апреля 1908 года, частицы св[ятых] мощей великомученицы Параскевы-Пятницы (28 октября) и св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).[1]

2. Сии святыни в соответствующих иконах сопровождаются Его Преосвященством, Преосвященнейшим Андреем, Епископом Мамадышским и и.д. благочинного монастырей 3-го округа епархии игуменом Гурием к месту их назначения в Покровскую общину из Трёхсвятительского крещёно-татарского скита, Мамадышского уезда, 11 июня, после литургии в скиту, следуют в село Меретяк, где остановка и всенощное бдение; 12 июня литургия в Меретяках, и чрез деревни: Малые Меретяки и Нырсы в село Карабаян – бдение; 13 июня литургия в Карабаянах и чрез деревни: Старый Карабаян, Тямти и Субаши в село Гороховое Поле – бдение; 14 июня литургия в Гороховом Поле и ход в Савруши – бдение; 15 июня литургия в Саврушах и ход в Стар[ую] Икшурмы чрез Крещенскую дерев[ню] Три Сосны; 16 июня литургия в Старой Икшурме и ход в село Абди – бдение, ко времени которого из Покровской общины приносят Казанский образ Божией Матери, благословение общине о. Иоанна Кронштадтского[2]; 17 июня литургия в селе Абди и крестный ход со всеми образами в Покровскую общину.[3]

3. При следовании сих святынь, по указанному в предыдущем пункте маршруту, везде церковными причтами делаются обычные встречи и проводы; служатся молебны по желанию обывателей всех попутных селений, как общие «мирские», так и частные по домам жителей.

4. О дне прибытия св[ятых] икон с частицами св[ятых] мощей к встречным пунктам – Шихраны, Ильинки и Трёхсвятительский скит и к местам их назначения, а также следования по указанным маршрутам, для жителей окрестных селений заранее рассылается чрез оо. благочинных и настоятелей приходских церквей печатное оповещание, а полиции о всём вышеизложенном даётся знать к сведению.

И. об. столоначальника Н.Молчанов.

[1] Частицы мощей были пожертвованы через епископа Мамадышского Андрея (князя А.А.Ухтомского) и помещены в образах Святого Иоанна Златоуста и Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. В свидетельстве сей счёт говорилось: «Выдано Покровской только что возрождающейся женской общине Мамадышского у[езда] Казанской губ[ернии] в том, что мной отделено от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 г., грамота за подписью митрополита Нила от 12 апреля 1870 г., и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме Архимандрита Григория от 23 апреля 1908 г., частицы св[ятых] мощей Великомученицы Параскевы Пятницы (28) октября и Св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).
Сии вышепоименованные великие святыни даруются Покровской женской общине Мамадышского у[езда] в благословение, крепость и благодать. Господь же Бог наш молитвами святых своих угодников Параскевы и Иоанна Златоуста да подаст духовную крепость в трудном подвиге просвещения инородцев мусульман, мудрость и рассуждение, благодать, милость, благословение и освящение. Грядут Сами угодники Божии в честных останках Святых мощей своих на утешение бедным, бесприютным горегорьким сиротам, лишённым материнской ласки и заботы. Вы, Святые Параскева и Иоанн Златоуст, Сами управьте, воспитайте, оботрите горькие слёзы и обласкайте этих бедных сироток, как птенцов, собравшихся в своём гнездышке-обители, и приведите их к тихому пристанищу в свои горнии обители рая, где нет ни скорби, ни печали, но жизнь бесконечная. Начальник Серафимовского скита, иеромонах Серафим. Серафимовский скит Пермской губ[ернии]. 29 сентября 1908 г. № 27». (См.: Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. – Казань: Центральная Типография, 1910. – С.с. 10 – 11.)

[2] В изданном в 1910 г. в Казани «Отчёте о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине» давалось следующее его описание: «В левом заклиросном киоте находится живописный образ Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, венцы украшены эмалью, на голове Богородицы украшение в виде звезды из искусственных камней. Длина образа 15 в[ершков], шир[ина] 13 в[ершков]. Вложен в медный киот под стеклом, над киотом медное сияние с изображением Духа Святого в виде голубя, по углам киота изображения Херувимов. Образ прислан в благословение общине от[цом] Иоанном Кронштадтским чрез Епископа Андрея при следующей надписи: «Пресвятая Владычице Богородице, помогай нам. Св[ятую] икону сию Казанской Богоматери жертвую в новую обитель, имеющую создаться в г[ороде] Казани – Его Преосвященством, Епископом Андреем. Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. 28 февраля 1908 г.». Надпись эта сфотографирована, вставлена в золочёную рамку под стеклом и помещена рядом с образом. Риза пожертвована Александрой Степановной Вавиловой».
Кроме этого, в общине имелось ещё немало весьма примечательных святынь, в том числе: образ Святого Апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей («мощи дарованы по дарственным грамотам: настоятеля Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне Архимандрита Иосифа, от 14 мая 1908 г. за № 22, и от Начальника Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской губ[ернии] Иер[о]монаха Серафима, от 29 сентября 1908 г. за № 33»), образ Святого Иоанна Златоуста с частицей его мощей (пожертвован Н.П.Оброниальской), образ Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с частицей её мощей (образ пожертвован М.Е.Трефиловой), образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, написанный «на том самом камне, на котором он молился» (он «был келейным у Высокопреосвященного Архиепископа Владимира, получен им в Нижнем Новгороде из Дивеевского монастыря, в общину пожертвован Преосвященным Епископом Андреем в 1908 году»), образ Святителя Феодосия Черниговского, освящённый на его мощах (пожертвован в 1909 г. А.П.Косых) и другие. (Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. – Казань: Центральная Типография, 1910. – С.с. 8, 10 – 11.)

[3] В своём февральском 1911 г. рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову (И.А.Пятницкому) благочинный монастырей 3-го округа Казанской епархии Гурий (Г.И.Ляпидовский) отмечал, в частности, что «более же всего отрадным явлением для инородцев бывает торжественное поднятие чтимых Св[ятых] икон и перенос их в селения для служения молебнов по полям и по домам их, так, например: […] Казанской иконы Божией Матери из Покровской общины, пожертвованной досточтимым о. Протоиереем Иоанном Кронштадтским». (См.: НА РТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 127676. Л. 9.)

Опубликовано: Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX – начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. – Казань: ООО «Астория», 2010. – С.с. 55 – 58.

Источник: Блог И.Е. Алексеева