Глава II. Переписка о. Иакова с Н. И. Ильминским

Источник появления писем о. Иакова таков: «после возникновения инородческих школ в деревнях, Н.И. Ильминский заводит с 1865 года активную переписку с учителями образовавшихся школ». С появлением инородческих священников (многие учителя принимали священный сан) он продолжает эту традицию. Письма от этих лиц хранятся в 968 фонде НАРТа (личный архив Н.И. Ильминского). Первоначально корреспондентов и писем было больше. А.Воскресенский, автор предисловия к изданию «Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам», в 1896 году пишет, что «в архиве Центральной крещено-татарской школы в настоящее время находится всего около 2 тысяч писем крещеных татар за период времени с 1865 по 1891 годы. Из этих писем 500-600 обращены лично к Николаю Ивановичу» [5, с.XI].

Вероятней всего, этот архив не сохранился. Сохранились письма кряшен, написанные непосредственно на адрес Н. И. Ильминского. По нашим данным на сегодняшний момент это около 120 писем. На наш взгляд все же большая часть писем от кряшен была утеряна после смерти Н.И.Ильминского и близких его друзей. Думаем, будет не лишним привести список кряшенских священников, с кем имел переписку Н. И. Ильминский и чьи письма сохранились.

 

 
Год рукоположения
 
 
№ дела
 
Место служения
на 1892 год
1869
1873
1880
1881
1882
1883
1885
1886
1887
1887
1887
1888
Священник Василий Тимофеев
Священник Кузьма Прокофьев
Священник Иаков Емельянов
Священник Илья Андреев
Священник Василий Леонтьев
Священник Назарий Герасимов
Священник Михаил Апаков
Священник Василий Меркурьев
Священник Стефан Кириллов
Священник Макар Софронов
Священник Сергий Сизов
Священник Архип Илларионов
154
139
105
82
128
100
86
175
123
150
147
115
Г.Казань
с. Ошторма-Юмья, Мам.
с.Урясь-Учи, Мам.уезд
умер до 1892г.
с.Бакалы, Уфим.губ.
с.Янцовары, Мам.уезд.
с.Красный Яр, Козм.у.
с.Ильинское, Оренб.губ.
с.Гороховое Поле,Мам.у.
с.Фершампенуаз,Оренб.г
с.Андреевка, Уфим.губ.
с.Старое Тябердино, Ц.у.

 Что касается писем о. Иакова, то в 968 фонде хранится 11 его писем: одно письмо к священнику Василию Тимофееву (за 1877 год), девять других - к Н. И.Ильминскому за 1883-1884 гг., это годы пребывания о. Иакова в Чуре, одно письмо от 22 января 1882 года приходится на период пребывания его в Юкачах.

Письма написаны простым, разговорным стилем на кряшенском языке, лишь одно письмо написано на русском – это отчет для Совета Братства свт. Гурия. Из этого письма (см. Приложение II) нам становится известным, что к 1880-му году, к периоду своего священства, о. Иаков неплохо владеет русским языком. На первый взгляд невозможно сказать, что письмо написано инородцем, выросшим в инородческой среде, до шестнадцатилетнего возраста не знакомого с русским языком. Хотя в письме встречается незначительное количество орфографических ошибок, встречаются нарушения лексической сочетаемости, грамматики (несогласованность родов). Намного лучше обстоит дело с пунктуацией. Имеются причастные и деепричастные обороты, преобладают сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, также учитывается русский порядок слов в предложениях.

Касательно творчества это письмо является доказательством того, что о. Иаков мог действительно читать художественную и иную литературу на русском языке, а что касается педагогической деятельности, оно является подтверждением того, что он мог свободно преподавать Закон Божий на русском языке (он был законоучителем в Чуринской земской школе, где обучение велось на русском языке). А в качестве инородческого учителя он был квалифицированным преподавателем русского языка кряшенским детям.Это письмо также дает ценные сведения о том, насколько правильно Емельянов понимает сотериологию и смысл христианства.

Остальные письма представляют собой короткие записки с текущими сведениями о делах и проблемах школ, прихода, приходских деревень. «Это вследствие того, что проблемами и жизнью инородческих приходов живо интересовался Н.И.Ильминский. Ильминский всегда хотел быть в курсе дел, так ему было легче развивать и корректировать миссию». Помимо этого, письма за чуринский период содержат характеристики некоторых инородческих учителей: Константина Федорова20, Василия Петрова, Федора Романова21, Елисеева22.

Интересно как отзывается о себе самом в одном из писем о. Иаков: «Недостаточно терпеливая, прямолинейная натура». Из писем становится очевидным, что их автор не равнодушен к делу христианского просвещения своих соплеменников, поддерживает миссию и способы Н.И.Ильминского. Это выражается его заботой о строительстве школы, заботой о назначении, преданных своему делу инородческих учителей и т.п. Следует также отметить, что в этих письмах о. Иаков мало рассказывает о своей жизни, о семье, что присуще письмам некоторых инородческих учителей и священников. В письмах также можно увидеть некоторые признаки Синодальной эпохи: упоминания о всевозможных отчетах, рапортах, упоминания о бюрократизации отношений с духовным начальством и т.п.

Следует сказать, что других писем о. Иакова не сохранилось, но, изучая письма за чуринский период, можно с уверенностью сказать, что о. Иаков вел активную переписку с Н.И.Ильминским, писал не реже одного раза в месяц, параллельно вел переписку со священником Василием Тимофеевым. На наш взгляд, письма по содержанию имеют больше деловой, чем личный характер. Из них видно, что в этой деятельности Николай Иванович является его опорой и вдохновителем. Бросается в глаза почтительность и тактичность, с которой о. Иаков обращается к Николаю Ивановичу за советом, с просьбой. Он готов во всем слушаться Николая Ивановича, как своего наставника. Видно также, что Емельянов старается соблюсти и некоторые официальные формы – например, в начале некоторых писем содержатся общеупотребительные штампы.

Характеризуя письма, следует отметить, что в них доминирует миссионерско-просветительская тематика. Ниже мы приводим наш перевод писем о. Иакова Емельянова.

а. Письма о. Иакова, переведенные с кряшенского языка

Его высокоблагословению  Василию Тимофеевичу милостивому отцу Тимофееву.

Батюшка! благослови нас. Отец! У меня, по возвращении от Вас, сделанных дел, которые можно показать Вам и другим, нет ни одного. Я и сам не любил тех, кто сидит без дела, теперь, предполагаю, и меня будут видеть таким.
Если даже будет так, простите меня. Я в это время пока сижу без дела прочел книги, привезенные от Вас, очень важные места переписал в тетрадь. Еще вот как-то раз, взяв в руки перо, пытался было посочинять о скупом богаче, но один кряшенский парень, войдя в это время, помешал вдохновению. Хотя и так, все же написанное до его прихода присылаю. Если увидите заблуждение, меня простив, пожалуйста, исправьте. Этой рукописи дайте, пожалуйста, выбиться в свет. Написал так, потому что выдался удобный случай.

[Здесь приводится стихотворение "Саран бай"]
Д.Я.Е.
1877
Августа 14 дня
Отец! Вы мне говорили прислать газеты, я не смог осуществить этого. Если будет в Казани съезд, в это время привезу. Вы мне пришлите, пожалуйста, свой номер. Я с тех пор, как приехал от Вас, не видел Анну Артемьевну; записка, которую Вы дали мне, у меня. Услышав, что Вы сами приезжали, не спешил послать, виноват.
Слава Богу, здоровы, в достатке, и Вам этого же от Бога желаем. Вам, дорогой отец, дорогому Николаю Ивановичу шлем привет, будьте здоровы, нас поминайте в ваших молитвах.

Ваш ученик Д. Я. Емельянов.

Добрейший Николай Иванович!

Я писал Вам письмо декабря 25 дня, получили ли Вы? Еще посылаю это письмо, если получите, на счет обоих, не известите ли? Написал вкратце отцу благочинному о присоединении отпадших, потом все - о чем писал Вам. На приходе все нормально, сами, слава Богу, живем дружно. Но только то беда, на счет тетради, о чем я уже Вам говорил. Дела не кончаются, пожалуй, будет больше. Николай Иванович! Это дело (?) отнимает много времени, от этого нужно бы избавиться. С января 2-го дня начал воскресные беседы. Но только не найдете ли, ради Бога, способ закончить мои душевные беспокойства, избавить меня от обременений о. благочинным. Всем вам передаем привет.Ваш ученик священник Иаков Емельянов.

1822 года
янв. 22 дня.

Добрейший Николай Иванович!

Желаю Вам здоровья.

Сам, семья здоровы, живем хорошо. На приходе благополучно. Друг с другом живем хорошо, дружно. В Чуру учительница будет ли? Вы об этом с отцом Василием, вероятно, говорили. Феодора23 с Агапией у Вас, наверное, в памяти. Как Вам представляется, как скажет еще отец Василий; по моим задумкам Феодора на первое время, наверное, будет нужна для Поршура. Такие задумки если годятся, то в Чуру была бы Агапия. Как Вы думаете, будет лучше, так и сделайте. Закончил отчет за прошедший год, книги сдал отцу благочинному, в нужное место как сдаст. К Вам, наверное, он зайдет. Вы уж как-нибудь этих делающих между нами препятствия, этих жестоких, холодных, пожалуйста, уровняйте. Он, кажется, мне очень не доверяет. Наверное, уже понял мою не достаточно терпеливую прямолинейную натуру. Вы ему разъяснили бы, что я ему от добра, что другого не желаю. Кажется, ему нравится хвалить хвалящего, любить любящего. Если он станет врагом, то не будет возможно вести приходскую деятельность. Меня отец благочинный долго расспрашивал о школьных делах, их состоянии, как укрепляются (школы) благодаря средствам. Он, кажется, взяв из худшей посуды...
(письмо полностью не сохранилось)

Добрейший Николай Иванович!

Да будет Вам известно: отец Захарий Осипович из Нырьи оставил этот мир. Разлучился с нами этого марта 13 дня в первом часу ночи. На его место, если бы был отец дьякон Иван Матвеевич, было бы отлично. Отец Иоанн Цветков из с. Теньки выходит, кажется, в Сергеевское; будет, наверное, хорошо, если на его место не пошлют кряшена , скажу почему: д. Урясьбаш этого прихода находится на окраине. У Феодоры стало двенадцать девочек. Если поручиться Константину Федоровичу преподавание Закона Божьего девочкам, думаю, будет очень хорошо; что скажет по этому поводу Совет Братства? У самих все благополучно. Приход благоденствует. Всем вам передаем привет.

Ваш ученик священник с. Чуры Иаков Емельянов.
1883г.
марта 14 дня.

Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович.

Поздравляем Вас с Новым годом (?); многая, очень многая лета Вам. Сами здоровы, в достатке, живем хорошо; на настоящий момент на приходе спокойно. Константин Федорович поехал в Казань. Вы с ним, пожалуйста, не говорите ни слова о Елисееве, последняя будет горше первого. Вам передаем привет.

Ваш, священник с. Чуры Иаков Емельянов.
1884г.
Января 22 дня.

Христос Воскресе!
Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович.

Вам, наверное, известно, что нырьинский псаломщик Николай Емельянович марта 28 дня, желая поступить в Чуру, дал прошение Преосвященному Кириллу. Он уже ждет известий, я жду псаломщика. Еще на днях к нам приходил Константин Федорович. Он снова хочет поступить на свое старое место - в Чуру. Говорит, что о. Василий послал нового человека поступить в Чуру. Спасибо ему, пусть посреди нас всегда будет Господь. Николай Иванович, не ставили бы второй раз того, кого переместил Господь. Привет вам.

Ваш слуга, священник с. Чуры Иаков Емельянов.
1884г.
мая 3 дня.

Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович.

Для обучения (под школу) я закончил сруб, только нет рам и печки.

здесь план школы

Площадь дома 7 квадратных аршин Думаю, прибуду в Казань сентября 4-го дня; Вы бы к этому числу не вызвали бы в Казань Константина Федоровича? Нужно поставить подпись в его документах. Приготовленный для школы дом мне хочется передать Братству; поговорим, когда приеду. Дом обошелся, наверное, в 150 рублей. Приход благоденствует. Сами здоровы, в достатке. Вам передаем привет.

Ваш слуга священник с. Чуры Иаков Емельянов.
1884г.
августа 11 дня.

Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович!

Я писал Вам, что в Чуре окончил строительство школы, получили ли? Известно ли Вам, что сейчас велено священно-церковнослужителям открывать церковно-приходские школы? На благочинническом съезде и мне повелели открыть. Где мне открыть? В Чуре две школы, от открытия в другой деревне пользы нет, церковно-приходская школа должна быть рядом. Когда есть братские школы, она мне и не нужна. Если же будет возможно, не нашли бы Вы способ закрыть здешнюю старую школу при наступлении этого лета? Если здешняя школа не закроется, тот бесполезный отсюда не уедет. Сейчас он, и сам это ожидая, не чинит развалившиеся места, даже поломанные ворота. Правда, мы между собой живем хорошо. Как бы он ни жил, своими делами, поступками, жизнью, (он) не изменяет (не расстраивает) жизнь прихода, если же с ним рассоришься, прощай приход...

Николай Иванович!

Не скажите ли Высокопреосвященнейшему Палладию о том, что я готов открыть церковно-приходскую школу, и он от себя, не поможет ли закрыть старую школу? Не повелит ли он дать ему прошение об открытии новой школы?
Снова, не смогли бы помочь, пожалуйста. Этого октября 20 дня будет Училищный Совет, до этого времени, не посоветуете ли мне? Кажется, есть люди, знающие то, о чем я Вам пишу, так я чувствую, глядя на Елисеева.
Придя, Константин Федорович расписался за книги. Появился у меня мой псаломщик, благодарю Вас. В Янылях школа готова, если обрадуете учителя, было бы хорошо, не говорю чем, только теперешним письмом.
Привет вам, живите хорошо, не болейте.

Священник села Чуры Иаков Емельянов.
1884г.
октября 5 дня.

Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович!

Лельвижский Василий Петрович в доме у своего брата Михаила Петровича. С октября 30 дня начал преподавать.  Когда ходил ноября 2 дня, было 16 мальчиков, ходил сегодня ноября 7-го дня, учащихся было 17 мальчиков и одна девочка. Василий Петрович насколько хватает ему сил, учит очень старательно. Сейчас Преосвященному Кириллу посылаю рапорт, когда Вы будете получать письмо, в то же время, и он получит рапорт. Деревня Лельвиж в Малмыжском уезде, нужно ли уведомить инспектора Малмыжского уезда о том, что в Лельвиже открылась школа? Если нужно будет уведомить, то, как надо? О школе, которую открыл сам, написать ли куда-нибудь? На настоящий момент приход благоденствует.

Сами здоровы, живем хорошо, в достатке.
Всем вам передаем привет. Ваш ученик, священник села Чуры Иаков Емельянов.

1884г.
ноября 7 дня.

Ваше высокопревосходительство
Николай Иванович.

Яныльский учитель Федор Романович не то знаком Вам по прежним делам и служению; поставление его в этом году в Яныль не только, наверное, от людей, но, наверное, и от Господа. Он вел школьные дела со всей душой. Привязав к себе учеников, влюбил их в себя. У пожилых вызвал к себе уважение, у младших - желание его слушать. К этому еще он там настоящий мне помощник, стал (моим) видящим глазом. Он хочет уехать от туда после Пасхи, если же будет возможно, пусть оставят его в Янылях на лето, ради Бога. Известны Вам Яныльские дела, их поступки; особенно весной бывают они взбалмошными, как соберутся, приехав с уезда. Получив это письмо, сообщите, пожалуйста, мне или же Федору Романовичу Ваше мнение. Вам, Николай Иванович, Вам, отец Василий, передаем привет.

Ваш ученик, священник с. Чуры Иаков Емельянов.

б. Письма Н.И.Ильминского
В этом параграфе мы приводим 5 сохранившихся писем Н.И.Ильминского к Емельянову. Эти письма были опубликованы редакцией «Православного Собеседника» в 1896 г. в издании «Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам». «Письма предоставлены редакции «Православного Собеседника»13 января 1893 года сыном Емельянова Николаем; «при этом он сообщил, что писем от Николая Ивановича было больше, но когда его отец уезжал из Уреевых Челнов для рукоположения в дьяконы, то оставил письма в школе, где они попались, вероятно, в руки учеников и он уже не мог отыскать их» [5,с.69].

Сохранившиеся письма имеют следующую датировку: 2 письма за 1871год, когда Яков состоял учителем в Уреевых Челнах, третье – от 2 марта 1877года, когда о. Иаков состоял учителем Средне-Арняшской братской школы, два последних – за 1882 и 1888 гг., за время пребывания о. Иакова в Чурах. Первые два письма написаны Н.И.Ильминским на кряшенском языке (переведены редакцией «Православного Собеседника»), остальные - на русском.

Любезнейшему моему другу Якову—большой поклон!

В ответ на твое письмо скажу, что следующей весной или летом набора не будет. Я об этом многих спрашивал.
Говорят, что не будет и быть, совершенно не может. А относительно экзамена мы устроим следующим образом: до нового года, когда начнется набор, остается теперь 8—9 месяцев. По окончании учения, в мае, ты приезжай в Казань. Отсюда я пошлю тебя в Свияжск; тамошние о. архимандрит и протопоп тебе помогут. Ты там поживешь, и будешь постоянно говорить по-русски, а по-татарски не будешь разговаривать. А таким образом в три месяца ты очень хорошо научишься говорить по-русски. Твой язык начнет легко поворачиваться. В это же время ты научишься и писать по-русски. Ты там встретишь какого-нибудь человека, который может дать тебе необходимые объяснения по-русски. Начальник Свияжского училища смотритель Платон Максимович со мной знаком. Он прикажет с тобой разговаривать и учить тебя кому- либо из учеников или учителей своих. Но как бы там ни было, а здесь мы уже устроим, что тебе нужно. И экзамен здесь будет. Только ты заранее возьми от священника метрическую запись с надлежащей подписью и приложением церковной печати о твоем рождении и крещении. Без этого нельзя. Потом еще ты не особенно скупись на деньги; где их нужно употребить, там нужно. Где семя не посеяно, там жнивы не бывает. И в Свияжске, кто будет учить тебя, с тем ты предварительно уговорись о плате за учение. Пусть только будет xopoший, который сам исправно знает (дело свое); потому что, если он выучит тебя хорошо по-русски, то не для экзамена только, а и для всей твоей будущей жизни полезно будет. Ну, да сохранит тебя Господь здравым.

Сие писал Н. Ильминский.
23 сентября 1871 года.

Милый мой Яков!

Письмо твое получил и, прочитав, очень обрадовался. Ты теперь не учишь; хотя ты и не виноват в этом, но все-таки ты старайся поскорее кончить (устройство школы) и начинай учить. Эй жегетляр , сильнее старайтесь! Пробудились от сна крещеные татары и сами склоняются в ту или другую сторону. Если вы не постараетесь, они могут СКЛОНИТЬСЯ на сторону врага. „Возстани спящий—говорится в Евангелии—и да осветит тя Христос". Не оставайся, закрывши глаза, и восприми в себя свет,—сказано. Знаете ли, жегетляр, что куда не падает солнечный свет, там бывает и темно и холодно. Солнце не только освещает, но еще и греет. Иисус Христос истинно есть, как солнце. Кто содержит истинный закон Его, тот во свете ходит и в тепле живет, с ясным лицом ходит и всякого человека любит, как своего родного, всякому доброму делу помогает и не обманывает, как татары (магометане). Так вот как! Узнавши этот истинный свет, вы должны его теперь всюду распространять, иначе сами будете виновны. Ленивый раб!—скажет Христос в день Страшного суда,— Я. дал тебе пять талантов; куда ты скрыл их, почему не увеличил их?—отойди от Меня! Много ли, мало ли что узнаешь, увеличивай и сам старайся, учись, и учи; сколько сам знаешь, и других тому наставляй; не задерживай дело Господне. Это очень хорошо, что Казакларские ребята, начали учиться, спасибо им. Кроме того, есть еще Машляки, ваша деревня и другие деревни. И везде нужно учителей. Если будет учить хотя мальчик маленький, то и тот ведь научит букварю;—а пением молитв, чтением Евангельских поучений вразумит и порадует сердца и старых людей. Так ли? Ладно, ли? Поговори-ка со стариками: не дадут ли они квартиры? а потом какому-нибудь мальцу (учителю) денег не много нужно, вероятно, и из Братства можно мало-мало помочь. Посмотрите, как татары (магометане) стараются. Не берут денег Царских, а сами, на свои средства устраивают мечети и школы. Если они так стараются в неправде, как же вы не постараетесь для истины? Старайтесь, старайтесь, Господь вам поможет. Аминь. Пришел человек и задержал меня, а то я тебе очень много написал бы. Что писал, то не почти за выговор. Бумага твоя из Свияжска все еще не пришла, но она придет теперь. Как придет, я прямо отошлю ее в Казенную Палату, и тебя уволят. Ну, будь здоров. Твоим родителям и одно-деревенцам—большой поклон.

Это писал я Н. Ильминский.
2 марта 1877 года.

Дорогой Яков Емельянович!

Господь да укрепит тебя на двойной труд—учение и говенье. Уведомляю тебя, что тебе на 1877 год жалование будет выдаваться ИЗ Мамадышской Уездной Земской Управы, куда ты и должен являться за деньгами,—обращайся к г. председателю Управы Константину Ивановичу Якимову. Бумага отБратства в Мамадышскую Управу послана—о выдаче-то тебе. Мы вcе здоровы. Будь и ты здоров со своим добрым семейством. А из Казани в 1877 году не жди ни копейки (приписано на поле письма).

Твой преданный слуга.
2 сентября 1882 года.

Отец Яков!

Относительно преподавания Закона Божьего я спрашивал нового инспектора; он обещался этот предмет предоставить тебе, как священнику местной церкви. Исендя булсын (да будет тебе известно).

Твой покорный слуга.
5 октября 1888 года.

Аулак сюзе (секретно). Яков Емельянович!

Не хорошо слышу о тебе. Ты был всегда умен и благоразумен; а вино и не таких умных победило. Владыка, слышав о твоих неуспешностях, решается тебя перевести в Танькино. Этому решению Владыки ты покорись добродушно, без ропота. Старайся исправить свою жизнь, иначе пропадешь. Мне тебя, сказать нельзя, как жаль. Дай Бог тебе силы удержать себя. Ты не отчаивайся, НИКТО тебе зла не хочет. Это должно остаться между нами. Твой приятель Афанасий кабатчик на тебя Apxиepeю подавал жалобу, что его избили или жену,— я не помню, но все-таки не годится, и зачем было связываться с кабатчиком? Ну, тебе много толковать нечего,— сам ты все это знаешь. Но зная, старайся исполнять.

Твой, от всей души желающий тебе добра...
________________________________________
20. Константин Федорович Федоров. В 1883 году был назначен псаломщиком в с. Чуры. С 1890 года дьякон с. Больших Савруш Чистопольского уезда Казанской губернии.
21. Федор Романович Романов. На 1876 год состоял учителем в Алан-Полянской братской школе, на 1883 – в д. Ташлияр Мамадышского уезда, с 1885 года – учитель в Яныльской братской школе, с 1889 года – дьякон села Арняш Мамадышского уезда.
22. Елисеев. С 1879 года учитель братской школы с. Чуры Мамадышского уезда.
23. Речь идет о Феодоре Гавриловой, племяннице о. Василия Тимофеева.