протоиерей Тимофей Егоров (1866-1927)

Священник Тимофей Егорович Егоров родился в 1866 году в д. Янцовары Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Пестречинский р-он РТ). Образование получил в Казанской учительской семинарии. В 1889 г. уволен из податного сословия. 6 августа того же года рукоположен во диакона к домовой Гурьевской церкви при Центральной крещено-татарской школе.29 августа 1893 г. рукоположен во священника и определен к кладбищенской церкви г. Казани, что на Арском поле. 10 декабря 1895 г. распоряжением Владимира архиепископа Казанского и Свияжского перемещен к домовой Гурьевской церкви при Центральной крещено-татарской школе. С 1 сентября 1885 г. по 10 декабря 1895 г.состоял учителем этой школы. С 1886 г. принимал участие в переводах Священных и богослужебных книг на кряшенский язык, позднее член Переводческой комиссии при Православном миссионерском обществе. 14 декабря 1895 г. назначен на должность практиканта разговорного татарского языка при Казанской духовной академии. 15 декабря 1895 г. назначен заведующим Казанской центральной крещено-татарской школой и законоучителем (учителем Закона Божьего) существующих при ней мужской и женской школ. 27 февраля 1896 указом Св. Синода утвержден в должности Казанского епархиального миссионера среди кряшен. Общим собранием Братства св. Гурия избран членом Совета этого Братства. 6 октября 1897 г. награжден темно-бронзовой медалью для ношения на груди за труды по всеобщей переписи населения Российской империи…

Неизвестно чем занимался после закрытия домовой церкви в 1918 г. После преобразования Центральной крещено-татарской школы в женскую учительскую семинарию ушел с поста директора. По неподтвержденным данным умер в 1927 году. Место захоронения неизвестно.

Жена: Пелагея Васильевна (дочь заведующего Центральной крещено-татарской школы протоиерея Василия Тимофеева (ум. в 1895)) 1866 г.р. Дети на 1902 г: Александра 1889 г.р. «обучается в Мариинской женской гимназии, на содержании отца», Николай 1891 г.р. «обучается в Казанской Императорской первой гимназии на средства отца».

Источник: Клировая ведомость Гурьевской церкви г. Казани за 1902 г. – НАРТ, ф.4, оп.134, д.57, л.205

 

Статья к.и.н. Липакова Е.В.

Тимофей Егорович(1866, дер. Янцовары Лаишевского у. Казанской губ.- 1927, Казань или дер. Янцовары), прот., миссионер. Из крестьян-кряшен. Окончил школу Гурия Казанского свт. братства в родной деревне, Казанскую центральную крещено-татарскую школу, семинарию. Во время обучения в Казанской учительской семинарии проявил муз. и вокальные способности, обратил на себя внимание С. В. Смоленского и Н. И. Ильминского. По окончании семинарии (1885) был оставлен учителем церковного пения в Казанской центральной крещено-татарской школе, получил задание организовать пение на татарском языке в Гурьевской домовой ц. при школе и в кряшенских приходах. В 1884 г. вступил в брак с П. В. Тимофеевой, дочерью основателя и руководителя школы прот. Василия Тимофеева, что благоприятно отразилось на его карьере. 6 авг. 1889 г. Е. был рукоположен во диакона к Гурьевской ц., 29 авг. 1893 г. Казанским архиеп. Владимиром (Петровым) - во иерея к ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. После кончины прот. В. Тимофеева занимал все его должности: 10 дек. 1895 г. назначен настоятелем Гурьевской ц., 14 дек. того же года - практикантом татарского языка в КазДА, 15 дек.- заведующим Казанской центральной крещено-татарской школой и законоучителем в жен. отд-нии и младших классах муж. отд-ния. С нач. 1896 г. наблюдатель кряшенских школ братства свт. Гурия, 28 февр. 1897 г. определением Святейшего Синода назначен епархиальным миссионером среди кряшен, 14 дек. того же года избран членом совета братства свт. Гурия. В 1914 г. возведен в сан протоиерея.

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем. Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

В авг. 1917 г. распоряжением Временного правительства Казанская центральная крещено-татарская школа была преобразована в светскую Кряшенскую учительскую семинарию. Е. получил назначение на должность преподавателя рус. языка, но фактически к занятиям не приступил, был изгнан из школы политизированными деятелями кряшенского общественного движения, обвинявшими его в «мракобесии» и «монархизме». До конца жизни оставался заштатным священником. Обстоятельства кончины Е. неизвестны.

Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 134. Д. 58. Л. 208-212; Оп. 143. Д. 91. Л. 232-234.
 
Лит.: Ильминский Н. И. Казанская центральная крещено-татар. школа: Мат-лы для истории христ. просвещения крещеных татар. Каз., 1887; Чичерина С. В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб., 1905; она же. Положение просвещения у приволжских инородцев. СПб., 1906; Н. И. Ильминский: Сб. ст.: По поводу 25-летия со дня кончины его. Каз., 1916; Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Каз., 1941; Глухов-Ногайбек М. С. Судьба гвардейцев Сеюмбеки: (Неформальный подход к еще не написанным страницам истории). Каз., 1993; Исхакова Р. Р. Пед. образование в Казанской губ. в сер. XIX - нач. ХХ в. Каз., 2001. М., 2003.
 Источник: Православная Энциклопедия