письма 1976 г.

г. Ленинград, 18 января 1976 г.

Дорогая Мария Петровна!
Хочу с Вами поделиться некоторыми обоюдоинтересными вопросами. Начну с той же фотографии. Мне на основании журнальных сведений тех времен удалось установить, что на место моего родителя в Урееве был назначен 19 февраля 1914 г. учитель Милятлебашской церковно-приходской школы Гурий Кузьмин. Мы с отцом с начала учебного года (1913/14) были в Казани, так что если фотография относится к 1912 или 1913 г., то человек в шляпе слева мог быть и моим отцом, а дама между двумя “отцами” женой мужчины в фуражке с “кокардой”. Если же фото относится к 1914 г. и более позднему времени, то тог­да там - Гурий Кузьмин с женой и с двумя или тремя детьми. Боль­шинство из этой группы глубоконесчастные люди, не предвидевшие тог­да печальной судьбы своей в будущем.
 
Присланную Вами книгу Р.Г.Фахрутдинова я теперь уже прочитал внимательно. Там в систематизированном порядке перечисление изученных археологических памятников, но крайне односторонние, чтобы не сказать убогие, не разъясняющие, запутывающие вопрос происхож­дения каз.татар, повествовательная часть. Например, чтобы доказать что каз.татары потомки Камск.булгар автор пишет в категорической форме: “...соотношение татарских и чувашских поселений в Заказанье теперь т.е. выглядит как 622:1 .. это является отражением которое имело место в период Казанского ханства” т.е. как теперь, так же было 400 лет тому назад. Это не соответствует научному методу ис­следования. Через 10 лет после взятия Казани Московским государ­ством началось составление “ Писцовых книг”, то есть, перепись насе­ленных пунктов бывш. Татарского ханства с целью обложения населе­ния государственными повинностями. Оказывается или в селении проживает “ясачная чуваша” или селение является поместьем “служилого татарина” т.е. татарского помещика, (см. Е.Н.Чернышев “Селения Ка­занского ханстве” (по писцовым книгам). Выходит, что в прекрасном Казанском ханстве были, и после присоединения к России, дворяне-по­мещики (служилые татары) и крепостные (ясачные) чуваши, т.е. в начале возникновения ханства соотношение между селениями видимо было обратное тому, что наблюдается сейчас. Ф.Г.Фахрутдинов види­мо никогда не интересовался славянским языком, на котором писались все документы и литературные произведения, а в том числе летописи, вплоть до Петра I. Он в “Cказании князя Курбского” слово языки понимает как средство общения путем разговора, а не как понятие “народ”. Например: “Покоряйтеся языцы, яко с нами Бог” в мо­литве или у Пушкина: “И слух обо мне пройдет по всей Руси ве­ликой и назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус и т.д.”
На этом пока заканчиваю.
Сердечный привет сестре и тетушке.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
г. Ленинград, 30 января 1976 г.
Дорогая Мария Петровна!
Получил от Вас два письма, проникнутые сердечностью и доброже­лательством. У нас много общих воспоминаний детства и юношеских времен, в которые сейчас удается общими силами вносить ясность. Если фотография относится к лету 1911 г., то там мой родитель в возрасте 32 лет. Тогда не узнанными остаются только два мальчика самого небольшого возраста. В Казакларах, мне помнится, среди дерев­ни, недалеко от Вашего дома, был пруд и я смутно представляю чело­века в черном костюме, брюнетистого, не старого, с черными остри­женными волосами, идущего по дороге мимо этого пруда, приближающегося к Вашему дому, т.е. идущего к себе домой, так как я знаю, что он “Питер”. Если он умер в 1911 г., видимо очень молодым еще, то мне тогда было 8 лет только. Не путаю ли я его с кем-либо?
 
Теперь другое воспоминание. С 1913г. по 1918 г. я учился в Ка­зани, а с 1918/19 уч. года два класса проучился в Тетюшах в бывш. мужской гимназии, превращенной в школу 2 ступени. Директором был Анат. Конст. Косарев, который в 1920 г. оказался директором школы 2 ступ. (бывшей женской гимназии) в г. Чистополе. Мой родитель служил в Тетюшском уезде, а в 1920 г. решил вернуться поближе к род­ным местам сказав: “Жыллар бoзoлды, кайтырга киряк тыуган илляргя”, получил назначение на такую же должность в Карабаяны, где и прожил до своей смерти до 1945 г. перетерпев доставшиеся ему невзгоды и ос­тавлен был тогда в покое после появления статьи “Вождя всего прог­рессивного человечества” -“Головокружение от успехов”. Я же в 1920-м году оказался в последнем классе Чистопольской Единой труд. школы 2 ступени, в группе бывших гимназистов, которых пока что вели по ста­рой программе. Зимой принимал активное участие в устройстве вечеров с танцами наших совместно со старшеклассницами женской школы, тан­цевал и на вечерах выступал с русской пляской, за что нас с Мишей Косаревым (скрипач) и Васей Деминым (поэт) однажды свои же за­вистливые товарищи “отдули”. Тоня Петрова видимо окончила школу на год раньше, т.к. там ее ужe не было, а может быть я позабыл. С дру­гой стороны помню серый 2-х этажный дом, чуть ли не на базарной площади, где как будто жила Тоня. Из девиц старшего класса женской школы хорошо помню Лиду Демидову и Зою Исаеву. Первая квартировала по соседству со мной, а вторую мы с приятелем спасали (вернее иму­щество) во время большого пожара летом 1921 г. В августе 1921 г. получив из Чистопольского Кантонного отд. нар. образования командировку я не задерживаясь в Казани, отправился в Москву, для продолже­ния образования.
Илья Ник. Коновалов шел своим, более сложным путем к образова­нию. Окончил в Казани Кряшенский техникум и стал учителем в деревне со странным названием “Живут себе Усады”, а по кряшенски “Сaрдяyэч”. Там чуть не женился, но удержался и поступил в Университет Каз-ий. Дальше преодолевая большие трудности и терпя лишения двигался по пути образования и служения науке. Он из с. Молькеево (Кoрбаш) те­перь Апастовского р-на. Как говорили “Казанарты”. Там только де­вять кряшенских селений и в одной из них я провел 5 лет детства.
Почему, Вы мне ничего не написали о Дмитриевых? Те ли они, о которых думаю я или иные? Привет сердечный сестре и тетушке.
Всем желаю здоровья и благо­получия.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
8 февраля 1976 г., г.Ленинград. 

 

Дорогая Мария Петровна!
 Из последнего письма Вашего я узнал, что:
1)  Присланная и очень заинтересовавшая меня фотография была заснята летом 1911 г., так что там слева притулился мой бедный родитель. Ему тогда было только 32 года и он считал, что по пути благополучия продвигается вперед, когда за два года до этого полу­чил назначение в родное Уреево. Мой прадед Максим был портной и шил шубы и тулупы преимущественно в Казакларах и Èâàíàåâå. Предпо­лагаю, что кто-либо из Ваших предков носил какой-либо полушубок или что другое сработанное им. Тогда швейных машин не было, более 100 лет тому назад. Дед же мой портняжил в татарских деревнях, Букашах и Татарских Челнах (Чаллы) и серьезно начал склоняться к мусульманству. Узнав об этом, учитель и “батюшка” решили устроить одного из его 4-х сыновей в Казанскую центр. крещ. тат. школу. Дед этому повидимому был очень рад и осенью отвел 2-го сына, моего от­ца, пешком в Казань, пройдя в лаптях 100 верст. После этого дед о магометанстве замолчал, хотя о христианстве тоже не имел никакого представления. Стал мой отец учителем в селе около Кукмор. Ему сосватали дочь зажиточного крестьянина из ближайшей дер. Усячь Баш. Дед будто бы сказал: “Укыган кешенеn иn кечкеняседя, мужикныn байына караганда арыурак тора. Бирейек кызны без учителгя, жарлы нaселдян булсада”.
2)  Если Ваш отец скончался в 1911 году, то он очень мало жил - не более 45 лет. Вот потому я помню с черными волосами. Не он ли был похоронен в Урееве внутри церковной ограды?
3)  Тониного мужа я видел в 1915 г., когда мы переезжали в Тетюшский уезд. Помню у них на дворе были сооружены хорошие качели. Тоне было 13, а мне 12 лет. В компании принимал участие будущий жених и муж Тони, который был значительно старше нас и кажется уже где то учительствовал.
4)  Посылаю Вам копию записки, направленной мной указанным там адресатам. Думаю, что ее с интересом и удовольствием прочитает каждый, интересующийся историей Поволжских народов. Если судить объективно и с точки зрения марксизма, то христианизация для этих народов было тогда, прогрессивным явлением, à мусульманизация рег­рессом. Выходит миссионеры с этой точки зрения именно для татар старались сделать доброе дело, а вместо признательности теперь, в на­ше время, в татарской литературе их без всяких размышлений поносят так же, как это делали в свое время проповедники ислама, муллы и татарские националисты. На этом свое писание заканчиваю, присоеди­няя наилучшие пожелания, а также привет Анаст. Петр. и Анне Георги­евне.
Иск. Ваш И. Максимов.
 
 
 20 марта 1976 г., г. Ленинград.
Дорогая Мария Петровна!
 
Начну свое письмо с заметок о татарах и кряшенах, сделанных Евдо­кией Георгиевной и любезно присланных Вами мне. Эти записи очень интересные и я их с большим вниманием прочитал. Во-первых, Евд. Ге­оргиевна интересовалась теми же вопросами, которые и теперь занима­ют меня; во-вторых - она, имея в распоряжение только две работы по татарам, своим умом дошла до правильных выводов о том, что кряшены не были мусульманами никогда. Надо начать с того, что казанские татары не являются потомками камских булгар, а потомками чуваш, марий­цев, удмуртов, мордвы и только частично имеют общих предков с кряшенами в той мере, насколько эти тогда принимали мусульманство, наравне с предками чуваш и др. народностей. В имеющемся у Вас моей записке “Достоверная гипотеза о происхождении Казанских татар” это доказывается. Я эту записку переработал и под названием “Казанские татары и их предки” послал в Москву в ин-ут Этнографии. Самые достоверные истины иногда не печатают, а тем более, если по вопросу можно спорить. Ваш А.Халиков о происхождении татар на другой точке зрения и пытается доказать, что казанские татары возникли еще в Х-ХI вв. включая принятия ислама; совсем в других местах, где теперь Татарская республика.
 
Мысль, что татары (казанские) это в основном омусульманившиеся чуваши, будет для наших татар звучать личным оскорблением. Они хотят доказать, что казанские татары тоже, древний вели­кий народ. О кряшенах надо думать иначе. Их предки видимо обитали там же, где живут кряшены теперь, т.е. по Каме и были племенем родственным булгарам. Что они не были мусульманами доказать можно бы по характеру захоронений после проведения археолог. работ в местах обитания. Те археолог. раскопки, о которых излагается в книге Фахрутдинова, теряют ценность потому, что там не выделены отдельно мусульманские и языческие и христианские могилы. Когда нибудъ это будет сделано.
 
Теперь отрывок из детских воспоминаний. В 1910 г., летом, у Петровых оказался мальчик постарше меня в гостях. То ли Чебышевы то ли Кибяковы, мальчик был в форме учащегося, а я только что окончил начальную школу и мне было обидно и я с гостями учинил драку. Немаловажную роль в том была, что они играли с Тоней, а я в компанию приглашен не был. Видимо обида запала глубоко, если я ее помню.
 
Посылаю Вам книгу Фахрутдинова и записи Евдокии Георгиевны с благодарностью обратно. Эти записи теперь реликвии для живущих. Относительно гагаузов в журнале “Наука и жизнь” тоже прочитал, а также встретил студентку заочницу из мест их обитания (Днестров­ские лиманы). Видимо родство с кряшенами очень далекое, хотя и те и другие могут быть тюркскими племенами. Сердечный привет Анаст. Петр. и Анне Георгиевне, которая подключилась к “болеющим” о кряшенах.
 
Иск. Ваш И. Максимов.
Р S. Выдержку из книги Р. Г. Фахрутдинова я использовал для доказательства, что до создания Казанского ханства, вокруг Казани и тех местах татар не было, а жили чуваши.
 
Вы как-то писали, что теперь смешанные браки является обыч­ным явлением, т.е. фактически происходит обрусение других народ­ностей, хотя слово “обрусение” употреблять нельзя.
Молодой историк местный мог бы написать диссертацию на тему: “Процесс объединения в единый Советский народ народностей Сред­него Поволжья” на основании данных ЗАГСов Татарской респ. Получился бы ответ на поставленный выше вопрос.
 
 
21/III/1976 г.
 
Забыл написать в письме о том, что получил отзвук на мое письмо на имя Табеева в одном экземпляре, который мной был пос­лан в ЦК. На днях оттуда был неожиданно телефонный звонок. Говорил тов., работающ. в отделе, который, видимо, наблюдает за газетами. Он видимо собрал разъяснения в оправдание промахов, указанных в моем письме относительно Н.И.Илъминского и согласился с Казанью в том, что в 3-х первых пунктах я не прав, а в 2-х последних я прав. Так он мне сказал, т.е. Н.И. был когда-то профессором Духовной семинарии, был будто бы миссионером и имел духовное звание. Узнали, что учился в Тамбовской духовн. семинарии, а потом Духовн. академии. Этого я не знал. При всем желании редакция Казанской газеты не смог­ла Москву разубедить в том, что не было Верховн. синода и не о иногородных школах шла речь, а “инородческих”. Все, что было мной написано относительно Н.И.Ильминского будто бы уже не отно­сится к опубликованной статье Табеева. Пусть так, но в Казани сам автор и редакция призадумается над всем, что было мной напи­сано и “лаять” на Н.И. не задумываясь так, как это заочно делали в прежнии времена “ишаны и муллы” не будут. Åñëè бы я писал ерун­ду, то мне не только звонить и разговаривать, а и читать написан­ное мной до конца не стали бы. Татарские журналисты, газеты и писа­тели взяли за правило ругать миссионеров, ругать Ильминского, как будто они не коммунисты, не атеисты, а те же мусульмане правовер­ные, какими были их отцы и деды 60-т лет тому назад. Что было понят­но, а возможно революционно тогда, то íå подходит и реакционно теперь; это надо понять и не опасаться говорить, если возникает этот вопрос.
Всего хорошего. И. Максимов.
 
 
г. Ленинград, 14 мая 1976 г.
Здравствуйте Дорогая и Глубокоуважаемая Мария Петровна!
Получил Ваше письмо со вложением поздравительной открытки от Дмитриева, как оказалось, двоюродного брата моих Дмитриевых. Они встречались в Казани в последний раз в 1927 г, а при других обстоя­тельствах должны бы прожить рядом всю жизнь. У меня тоже есть двоюродные братья и сестры, судьбу которых я не знаю с 1921 г., когда я уехал в Москву для “продолжения образования”. Есть двоюрод. брат и сестра в Харькове, которые приходятся двоюр. братом и сестрой также покойной жене С.Н.Никитина по линии их матери. С этим бра­том в последний раз мы виделись в 1939 г., когда он заехал ко мне в Ленинград по пути из Казани на Финский фронт. Теперь будучи пен­сионером, ни он ни я не можем приехать друг к другу. Так близкие люди рассеялись по разным местам и прожили жизнь вдали друг от дру­га, но некоторые как -то еще сохранились и не погибли преждевременно в наш жестокий век.
На днях в библиотеке АН СССР я просматривал журнал “Известия по Казанской Епархии”, который издавался Казанской Духовной Академией. Там встре­тил фамилию Матвея Чебышева, который в 1912 г. переходил в II класс Чистопольского духовного училища. Встретил фамилии Ибаева Констан­тина, Филипова Гурия, которые уже заканчивали Духовную семинарию. Из этого журнала за 1912 г. выписал, какой был ученический стол для воспитанников, проживающих при школе (теперь бы сказали в интернате) на каждый день недели, но привожу только воскресные:
А. Стол скоромный
Завтрак: Чай и пирог с говядиной.
Обед:
1) Борщ с говядиной 
2)  Жаренная телятина или говядина
3)  Ватрушки. 
Ужин:
1) Вермишелевый суп с говядиной
2)  Мясные котлеты.
Стоимость содержания мальчика за учебный год - 9З руб. 50 коп.
 
Б. стол постный
Завтрак: Чай и пирог с соминой.
Обед:
1)  Севрюга малосольная или кета или сельдь
2)  Щи с карасями
3)  Пирожки с яблоками или пирожки с клюквой и изюмом.
Ужин:
1) Суп картофельный с грибами 
2) Котлеты рыбные.
 
В изданиях Казанской Духовной Академии очень много можно найти о татарах, кряшенах, чувашах и пр., об их мусулъманизации и пр. Татары читает только свое, а то остальное отвергают не читая, как ересъ.
Моя статья “Казанские татары и их предки” содержит то же, что посланная Вам когда то “Достоверная гипотеза о происхождении ка­занских татар”, но обширнее.
Наконец - не встречались ли Вам, когда учились в Чистополе фамилии: Миропольский, Ундевидские, Лавровы?
Привет сердечный Вашим сестре и тетушке.
С уваж. иск. Ваш И.Максимов.
 
 
г. Ленинград, 20 июня 1976 г.
  Здравствуйте Дорогая Мария Петровна!
 
Долгое молчание при нашем возрасте, увы, может вызвать тре­вожные мысли. У нас, слава Богу, пока в жизни существенных изме­нений нет, и надеюсь, то же самое и у Вас, после того небольшого несчастия, связанного с падением и повреждением плеча. Вчера я снова прочитал два последних Ваших письма. В одном из которых была приложена открытка Дмитриева о его двоюродных братьях по отцу, тоже Дмитриевых, которых я хорошо знал в детстве. Последняя встре­ча их состоялась в Казани на “бирже труда”, т.е. при невеселых обстоятельствах и они потеряли друг друга навсегда, видимо заброшенные в разные углы страны и тоже мало видели хорошего. Слишком поздно я начал искать товарищей детства: да и искать было рискованно - вместо радости мог причинить тревогу, возбудив недоверия.     “O temparis, o moris!” (о времена, о нравы)! Копаясь в журнале ста­рых времен “Известия по Казанской Епархии” (издавался Казанской Духовной Академией) в надежде обнаружить кое-что о кряшенах, я на­толкнулся в списке учеников Чистопольского духовного училища, перешедших в 1912 г. во 2-ой класс, на фамилию Чебышева Матвея и на другие знакомые некоторые фамилии. В этом журнале много интересного о всех народностях Поволжья, а в хронике о жизни школ и пр. Кстати как сложилась судьба о. [отца - Прим. редактора] Чебышева, когда он скончался? Был человек способный, энергичный и тем глубже возможно переживал невзгоды. Помогло ли детям его отказ от привычной профессии? Всюду тогда были свои Захаровы и свои грабители, но из них многие погибли на войне и в лагерях, вместе с хорошими людьми.
 
Здесь я встретился с быв. Чистопольской гимназисткой, по фами­лии Унгвицкая, которой теперь 72 года. Она помнит большой пожар, случившийся весной 1921 г. в Чистополе. Провела жизнь на Севере Урала, куда оказалась сосланной вместе с мужем Миропольским его родите­лями из Наб. Челнов.
 
Перейду я на личное самочувствие, к сожалению, похвалиться не могу: силы убывают и желания читать, писать и работать уже мало. У моей супруги дела совсем неважные: плохо действуют суставы, так что встает со стула при некотором содействии других, хотя потом ходит без труда. Кроме того “болезнь паркинсона”: дрожжит одна рука, а иногда и нога. Ветхость организма.
Два слова о погоде: весь июнь прохладная погода (10-11° С) и частые дожди, так что и в домах и на дачах приходится носить что-либо потеплее.
 
Теперь о снабжении продуктами. Тут жаловаться нельзя: хлебобулочных изделий и мясопродуктов в магазинах есть без ограничений и когда угодно. Перебои были с луком, а хороших рыб (речных) вообще нет. Вина и водки в неограниченном количестве от 11 часов дня и до позднего вечера. Пьющих пиво и водку у пивных ларей всегда много. Одежду и обувь (женскую) не покупают, а “достают” не без труда.
Сердечные приветы Анаст. Петр. и Анне Георгиевне. Они тем уже радуют, что старше нас.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
г. Ленинград, 23 августа 1976 г.
Дорогая Мария Петровна!
 
Ваше сердечное письмо доставило мне большую радость. Мы смот­рим на события одинаковыми глазами, огорчаемся и, огорчают нас одина­ково одни и те же жизненные явления в прошлом и настоящем. Не писал же потому, что надеялся сообщить, что-либо приятное и но­вое о своей статье “Казанские татары и их предки”. В ней более под­робно и более глубоко раскрывается тот же вопрос, который излагался в моей записке, имеющейся у Вас: “Достоверная гипотеза о происхожде­нии казанских татар”. Основная мысль та, что казанские татары - не “татары”, а омусульманившиеся чуваши, марийцы (черемисы), удмурты (вотяки) и пр.
Меня интересуют кряшены, но приходится начинать с татар, ибо кряшены именовались крещеными татарами, а теперь зовутся просто татарами. Надо сбить точку зрения, что казанские татары это тоже особая древняя народность, а кряшены - насильно обращенные в хрис­тианство татары мусулъмане. После этого я собирался представить свои соображения о происхождении кряшен от древних предков своих, не имеющих ничего общего с предками татар.
 
Свою статью я направил в “Институт Этнографии” СССР, а они пе­редали в редакцию журнала “Советская Этнография” для опубликования. Получилось дальше вот что: редакция направила статью на отзыв “специалисту по татарам” в Казань, подозреваю тому самому А.Ф.Халикову, который утверждает, что казанские татары оформились как народность давно и в X-XI в. уже были мусульманами. Он один из тон­ких проводников татарского национализма, которому утверждение, что казанские татары, включая и его самого не больше как принявшие ис­лам чуваши или удмурты и пр. есть нож к горлу. Рецензент написал отрицательное заключение с предложением воздержаться от публикования, так как в этом случае пришлось бы и ему и другим с налетом татарского национализма лишиться теплых местечек. Я вынужден был написать разъяснения к рецензии и с прочими материалами направить заявление в отд. агитации ЦК партии. Только наивные люди могут подумать, что написанное хорошо и прав­диво всегда будет напечатано.
 
Писать трудно, а напечатать не легче. Тем более по спорным вопросам. Мне приятно было узнать, что внучка Алекс. Петр. заинтересовалась моими мыслями о кряшенах. По этой теме у Вас должно быть три записки. Какую же она взяла. “Отзвуки отживших идей в татарской газете” было бы интересно ей взять. Пусть теперь где можно читают желающие мои записки, а не ждут они у племянника Вашего луч­ших времен. Мои записки против возникновения татарского национализма, то есть не против, а за советскую точку зрения. Бояться их не­чего, их не стали бы принимать к рассмотрению в научных институтах и журналах. Кто по спепиальности внучка Алекс. Петр. и как она очутилась в Алма-Ате? Письмо получилось большое, так что о личной жизни я напишу в следующий раз. Приветы сестре и тетушке.
Желаю всем крепкого здоровья.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 
4 декабря 1976 г., г. Ленинград.
Дорогая Мария Петровна!
 
Получил Вашу открытку, а затем вскоре и более подробное письмо, которое вызвало у меня грустные мысли о том, что позновато мы встре­тились, когда остается небольшой отрезок жизненного пути нашего. Начну с того, что в Вашем письме относится к несчастному брату и его детям, которым Вы не дали погибнуть. По получении Вашего письма я через, так называемую “Службу платной информации”, которая за 15 коп. дает адрес любого жителя города и области, установил, что маршал Чуйков Вас. Ив., возраст около 80 лет, в Ленинграде не значится. Тогда позвонил в Политуправление округа, где мне сказали, что маршал Чуй­ков В. И. жив, здоров, проживает в Москве. Думаю, что адресный стол Москвы ответит на Ваш письменный запрос. Если же этого нельзя (все может быть) то можно написать в Московскую Военную Комендатуру, а от­туда уже передадут. Мне думается, что сам Иван Петрович, Ваш брат, попав в беду, наверное, обращался и к этому бывш. своему начальнику. Были тогда такие времена, что за родного брата боялись замолвить сло­во и очень большие люди.
 
Да и теперь не принято говорить особенно худое про эти времена, а рекомендуется - забытъ. В воспоминаниях маршалов почти всегда весь­ма положительно отмечаются заслуги “мудрого вождя мирового пролета­риата и всего прогрессивного человечества”. Может быть Вас.Иван.Чуй­ков написал или напишет воспоминания о гражданской войне и тогда обязательно упомянет и своего адъютанта. Напомнить о детях его, если надо в чем содействие, не мешает. Помочь сможет. На письмо во вся­ком случае ответит. Можно ему написать относительно воспоминаний Вашего брата и просить помочь их опубликованию. Внукам надо знать, думаю я, не похвалу дедушке из уст любого хорошего человека, а знать правду относительно невинного страдальца, чтобы тронуть души и содействовать их нравственному совершенствованию.
Теперь о том, что Вы не согласны со мной в том, что предками казанских татар, с которыми Вы живете в одном доме, могли быть чу­ваши, удмурты и др. местные племена. По мнению татарских историков их предками являются татары Золотой Орды, иго которых русские пере­носили почти 300 лет и куда их князья ездили на поклон. И тот и дру­гой взгляд не делают татар, живущих рядом с Вами, хуже или лучше, а также не влияют на хорошее отношение с ними. Другое дело историки, которые тянут татар к национализму и отчужденности от соседей. Ме­ня интересуют татары во вторую очередь, а в первую - интересуют кряшены, причем не происхождение только их, а куда они идут: к слиянию с русскими, к слиянию с татарами или к возвращению вновь, как самобытной народности, если к тому представляется воз­можность.
 
Большое спасибо за приглашение. К вам я бы обязательно за­ехал, если бы очутился в Казани, чему шансов остается, увы, все меньше и меньше. Вы жили в Ленинграде, где я, обосновался еще с 1932 года. Когда были там Вы и что делали? Повидимому учились в ВУЗ-е, если стали финансистом-контролером. Не получил привычного поздравления и от Степ. Ник. Никитина, так что тоже беспокоюсь о благополучии у него. 
Приветы от меня Анаст.Петр. и Анне Георгиевне, которую я смутно помню как одну из трех молоденьких девиц.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
Дорогая Мария Петровна!
Шлю сердечные поздравления с “октябрьскими праздниками”. Вам, Анаст.Петр. и Анне Георг. присоединяя наилучшие пожелания, а в основном - крепкого здоровья.
Иск. Ваш И.Максимов.
 
РS. В какой области работает внучка Алекс. Петров., которая заинтересовалась кряшенами?
Мою работу о казанских татарах московский журнал напечатать не осмелился, т.к. там есть вопросы, имеющие “идеологическую остроту” т.е. которые не разделяют татарские историки.
 
 
 
19 декабря 1976 г.

 

Дорогая Мария Петровна!
 Нет ответа на мою открытку - поздравление. Это вызывает тре­вогу. Праздничные поздравления есть перекличка между живыми близ­кими друг к другу родными и друзьями. Отсутствие отклика может выз­вать сомнение в полном благополучии. Мы все дошли до опасного уже периода в нашей жизни - добираемся к финишу. Горько, но что поде­лаешь. И моя большею частью безрадостная жизнь шла не так, как бы надо было. В памяти осела масса совершенно незаслуженных обид, среди которых редкие проблески более или менее радостных событий. Но все же пока живой человек что-то делает, к чему-то стремится и за что-то продолжает страдать и чему-то радоваться, если к тому есть какие-то основания.
 
Когда вопрос становится ясным, к нему интерес значительно убы­вает, так у меня с казанскими татарами. Для меня ясно, что они потомки местных племен, которые отатарились после покорения их приш­лыми татарами Золотой Орды. Ясно также, что казанские историки             считают обидным для татар оказаться потомками чуваш и черемис и как только возможно противятся высказанной мной точке зрения. Вопрос имеет в наше время скорее теоретическое значение так как для молодого поколения татар видимо безразлично, кто явля­ется их предком: татарин, чуваш, черемис или кто другой. Говорят, что в Казани многие молодые люди - татары уже не знают своего род­ного языка. Мне бы очень хотелось побывать и в Казани, и в Чистопо­ле, и в Урееве, а также других местах, связанных с временами дет­ства и юности. Хотя я знаю, что там ничего похожего на то, что бы­ло тогда и ничего радостного не увижу, а будут со мной одни груст­ные воспоминания.
 
Сердечный привет Анаст.Петр. и Анне Георгиевне, одной из тех “Yлей кызлары” - молодых девушек, которые куда-то уезжали каждый год и откуда-то приезжали. Я слышал обычно “Yлей кызлары кайтканнар” или “Yлей кызлары инде киткянняр”.
Откуда они приезжали и куда уезжали учиться, я не знал и теперь тоже не знаю. Наверное, в Чистопольскую женскую гимназию. Что у вас случилось?
Иск. Ваш И.Максимов.
 
 Здравствуйте Дорогая Мария Петровна!
 
В одной из статей, напечатанных в книге “Николай Иванович Ильминский”, есть такая выдержка из одного его письма, написанного в марте 1890 г. “Делайте дондеже день есть: придет нощь, егда никтоже может делать. Эта нощь, вопреки нощи естественной, приходит яко тать, внезапно; нельзя ручаться ни на год, ни на день”. При вольном переводе со славянского это означает: “Действуйте пока живы, так как может наступить неожиданно смерть, когда уже ничего делать невозможно”. Книга является изд. почитателей покойного (Казань, 1892 г.), скончавшегося видимо в 1891 г.
 
Этот совет подходит всем пожилым и мне в том числе. Совет “де­лать добро”. В моих записках меня интересовала не история вообще. Тогда можно бы изучать, причем это легко печатали бы, не вызываю­щие споры вопросы истории, не влияющие на настоящее. Я занимался историей казанских татар и кряшен только для того, чтобы дока­зать ошибочность смешения их в общую кучу. Я доказал, прежде всего для себя, откуда пошли казанские наши татары и откуда могли появиться кряшены, которые не есть татары. Я хотел и хочу свои выводы опубликовать для всеобщего сведения, но это не удается. Тогда я хотел бы, чтобы другой, более молодой, когда бу­дет к тому возможность, сможет это сделать. Конкретно такого чело­века я не нашел, но мои записки где-то осели и кое кто их читал. Это мало утешает, но что же делать, время не подоспело.
Перехожу к конкретному вопросу:
 
28 декабря 1976 г. я писал на имя Директора Казахского инсти­тута истории и этнографии т. Ч.Ч.Валиханова свою статью “Казанские татары и их предки” для опубликования в их издании в Алма-Ате. Вы писали, что там проживает внучка Алекс. Петров., которая интересуется историей и судьбой кряшен. Попросите ее (можете перес­лать мое письмо) побывать в том институте (Алма-Ата ул.Пушкина д.111/113) и выяснить, получили они мою статью и как к нему отнеслись. Они занимаются историей тюркских народов. Моя работа критикует взгляды историков казанской школы и потому туда мной не было послано. Пусть мне отпишет результаты своей проверки.
Может быть Матвей Чебышев или его потомство тоже проявляет интерес к старине и настоящему своего народа? У меня создалось впечатление, что были два Матвея Чебышевых: один из Горохового Поля, а второй из Арняш (не точно!), они или двоюродные братья или один племянником был другому. Один учился в 1914/15 г. в Казанской крещ. татар. школе (его я помню), а другой в 1912 г. пере­шел во II класс Чистопольского духовного училища. Один или двое их было?
 
Сердечные приветы от меня Анастасии Петровне - нет ли ее на фото, которое я получил от Степана Никол., где заснята группа у кирпичной кладовой в Иванаеве. Привет такой же нашей милой сосед­ке в Урееве - Анне Григорьевне. Как ее здоровье и кто за ней ухаживает в этих годах, когда без чужой помощи уже невероятно тяжело?
Ваш И.Максимов.