КРЯШЕНЫ

В Советском Союзе, в одной братской семье живут более ста различных равноправных народов, народностей и этнических групп, каждой из которых обеспечено право носить свое самоназвание и свободно развиватъся согласно своим особенностям, независимо от того, исчисляются ли их представители миллионами или только несколькими тысячами. В этом году все они будут торжественно отмечать 50-летний юбилей образования Союза Советских Социалистических Республик.

Страна наша столъ обширна, что часто жители одной ее части могут и по названию не знать народности, проживающей в другой части Советского Союза. Например, за пределами Среднего Поволжья мало кто знает о народности “кряшены”, насчитывающей в своем составе теперь возможно около полумиллиона человек, так как по данным 1927 г. их тогда было уже более 300 тысяч. /см. Григоръев А.Н.“Вопросы ново-тюркского алфавита среди кряшен”, изд. Яналиф, Казань, 1927 г./

Сами они, в течение ряда столетий, называли и теперь называют себя кряшенами, а русские соседи - крещенами. В дореволюционной России официально они именовались старокрещенными татарами. Живут кряшены группами селений среди татар и русских в основной массе в Татарской Республике, частично же в Башкирской Республике, в Кировской, Ульяновской, Куйбышевской областях, а отдельные представители - в различных промышленных центрах и городах Советского Союза.

Ряд годов, после Октябрьской Революции, никто не сомневался в том, что кряшены отдельная самобытная народность. В существовавшем тогда Народном Комиссариате Национальностей, наряду с представителями татарского и других народов, были представители кряшенской народности, а в Казани издавалась своя кряшенская газета. Как это ни странно, но случилось так, что во второй половине двадцатых годов, во времена т.н. “султангалеевщины” в Татарии, в приказном порядке ликвидировали народность “кряшены” и их “приписали” к татарам, на основании одинаковости простого разговорного языка и общности будто бы происхождения, не учитывая коренных различий в культуре, быте, обычаях и многом другом, возникших в результате исторического развития в течение нескольких столетий при различных условиях. С того времени во всех официальных документах, начиная с паспортов и анкет, стали кряшен именовать татарами. Была у кряшенской народности аннулирована своя писъменность с русскими буквами, существовавшая до этого более полстолетия. Их заставили перейти на тогдашнюю татарскую письменность с арабскими буквами и способом письма справо налево. Затем, вместе с татарами кряшены дожны были заучиватъ латинский шрифт, так называемый новотюркский алфавит, позаимствованный у турок, которые в то время тоже переходили с арабского на латинскую азбуку. Наконец, вместе с татарами кряшены возвратились опять к своей старой, хорошо знакомой им давно, письменности с русскими буквами. Этот эксперимент продолжался более пятнадцати лет и нанес, конечно, немало ущерба татарам, а особенно кряшенам. Попутно отметим, что у других народностей, например, у чуваш, марийцев и др., у которых письменность тоже с русскими буквенными обозначениями возникла одновременно с кряшенами в 60-х годах прошлого столетия, никаких попыток к ее изменению не делалось.

Прошло несколько десятилетий со времени официального перевода кряшен в “татары”, и за это время никакого сглаживания различий между ними, слияния по существу и взаимной ассимиляции не произошло, так как эти процессы не подчиняются приказам или распоряжениям, а протекают своими сложными историческими путями, причем влияющие факторы часто не поддаются учету.

В татарских начальных школах с преподаванием на родном языке, оно построено так, что имеет в виду только татар, с их обычаями, бытом, культурой, историческим прошлым и пр., хотя весь состав учащихся может быть кряшенским. Естественно таково же содержание изучаемых в школах и литературных произведений татарских писателей. Если в этих произведениях или в процессе преподавания, скажем, истории и упоминается о кряшенах, то это большею частью ограничивается указанием только на то, что кряшены суть потомки татар насильственно окрещенных русскими, после покорения ими Казани, причем не указывая коренного различия между теми и современными татарами.

При таких условиях даже талантливое литературное произведение или очень полезное содержательное историческое повествование у школьников из кряшен едва ли вызывает заслуживающий интерес. Может быть этим и объясняется то, что нет ни одного современного татарского литератора или писателя из кряшен, а быть кряшенским писателем вообще нет почвы, так как официально и народности то с таким названием не существует. Только в области музыкальных произведений, основанных на фольклоре, истоки которого относятся к общему далекому прошлому, можно, пожалуй, усмотреть совместную полезную деятельность и кряшен и татар.

Аннулирование самоназвания народности кряшен создает для ее представителей, обязанных называться татарами, неудобства в повседневной практической жизни. Такой “татарин” по паспорту и анкетам, но не с татарским именем, отчеством и фамилией, естественно, может вызвать удивление и даже недоверие особенно у лиц, не знающих ничего о существовании кряшен. Такому “татарину” в этом случае придется, как он сам умеет, объяснять, почему он хотя и не татарин, но должен таким считаться.

Вот что говорит о кряшенах известный специалист по истории татар профессор Воробьев Н. И. в своей работе “Кряшены и татары”. /см.: Воробьев Н. И. “Кряшены и татары”, Казань, 1929 г./ : “Главным образом, в царствование Анны и Елизаветы (первая половина ХVIII века) создается вторая группа кряшен, получивших наименование “новокряшен”. Начиная со второй половины ХIХ века кряшены, особенно, новокряшены, массами воссоединяются со своей основной народностью и к моменту Революции новокряшен почти совсем не остается.

Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой.”

“Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, еще достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно со значительной долей вероятности сказать, что эти татары или вовсе не были мусульманами или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт”. “Мы не будем в этой статье приводить солидных доказательств того, что в эпоху русского завоевания не все татары были мусульманами, отложив это для другого времени и места, но наши данные дают нам в этом полную уверенность ”.

«Язык кряшен лингвисты счатают более чистым, чем татарский, засоренный колоссальным количеством варваризмов: арабского, персидского и русского происхождения...» …кряшены сохранили свой древний быт почти целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели татарские массы до русского завоевания”. Добавим, на основании приведенных выше цитат, что с того времени быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама, резко изменился по мере проникновения его в массы.

Помимо языка и быта кряшены и в этническом отношении сохранили свои первоначальные древние качества в то время, как современные татары в этом смысле и в большей своей части являются отатарившимися другими народностями, как чуваши, марийцы, удмурты и пр., перешедшими в ислам, что было всегда связано для них с полным отказом от своей народности. В материалах по истории чувашского народа читаем: “... в первой половине ХVIIвека в Казанском уезде многие чуваши приняли ислам и начали именовать себя татарами”. Далее там же: “Быстрый рост численности казанских татар был обусловлен прежде всего отатариванием, главным образом, чуваш, а также марийцев, удмуртов и др.” /см.: “Сборник статей”. Чебоксары, 1957 г./ Академик С. Е. Малов говорит:

“...в некоторых уездах быв. Казанской губернин, по антропологическим измерениям население состояло из марийцев. Но эти антропологические марийцы были в то же время по языку и быту совершенно татарами: в данном случае мы имеем отатаривание марийцев”. /см.: “Материалы сессии Института истории и философии А.Н. СССР о происхождении казанских татар”/. О причинах указанного явления здесь говорить нет надобности.Для того, чтобы убедиться в том, что современные татары и кряшены представляют родственные, но разные народности, пожалуй, даже не требуется исторических исследований, а достаточно, например, в тойже Татарской Республике посетить татарскую, а также кряшенскую деревни и присмотреться к жизни в той и другой. В качестве примера иного и безусловно правильного отношения к национальному вопросу при аналогичном же случае, можно привести аджарцев, которых, кстати, по количеству в несколько раз меньше, чем кряшен.

Аджарцы-грузины находясь длительное время под владычеством турок (с ХVII века до последней трети ХIХ века) переняли от них ислам, что наложило отпечаток на их быт, отличающийся теперь от грузинского. Учитывая это не только не было отменено в приказном порядке их самоназвание “аджарцы”, предложив впредь именоваться грузинами, как это произошло с народностью кряшен в Татарской Республике, а в составе Грузинской ССР была создана Аджарская автономная область.

ВЫВОДЫ

1. Современные татары и кряшены являются хотя и родственными, но двумя различными народностями, что является результатом развития их в течение ряда столетий при различных исторических условиях.
2. Аннулирование в официальном порядке, самоназвания “кряшен” и принуждение их именоваться татарами является ошибкой и противоречит основным принципам национальной политики Партии и Правительства.
3. Следует в официальном порядке возвратить кряшенскому народу право на существование в качестве отдельной самобытной народности, с укоренившимся за большой исторический период в сознании народа самоназванием “кряшены”.
4. Тем самым дать и этой народности возможность развиваться естественным историческим путем, без искусственных преград, вместе и наравне с народами нашей Родины - Союза Советских Социалистических Республик.
 
(доцент И. Максимов)
г.Ленинград, К-271.
Проспект Мечникова, 5
Максимов Иван Георгиевич.
тел. 40-61-19.