Личные послания И.Г.Максимова

«САМИМ ЖЕ ИСПРАВИТЬ БЫ ОШИБКУ»
 
 
Личные послания И.Г.Максимова
 
 
Глубокоуважаемый тов. Мухамедьяров Ш.Ф.
 
Примите, прежде всего, мою большую признательность за Ваши добрые пожелания по случаю Нового года.
Со своей стороны я тоже желаю Вам в наступившем году крепкого здоровья и преуспевания во всех своих начинаниях.
Свой путь к образованию я начал в Казанской центральной крещено-татарской школе (кряшен шкулы). На вывеске, кроме того, значилось: “Бар аул шкулларына баш шкул”. Подростком был зрителем революционных событий вКазани.
Помню, как в 1917 году водрузили на башню Сеюмбики полумесяц, сбро­сив двуглавого орла. Это событие было широко использовано пропаган­дой буржуазных националистов (миллятче-ляр). Помимо многочисленных статей в татарских газетах, была издана специальная брошюра под заглавием: “Сеюмбика манарысына ай куйу” (Водружение полумесяца на башню Сеюмбики). Все это впоследствии оказалось безобидной ошибкой, и теперь туристам объясняют, что так называемая башня Сеюмбики была построена русскими почти 100 лет спустя, после присоединения Казани к Москве и служила сторожевой башней. Ошибка (тоже татарских историков и политических деятелей того времени) была исправлена, полумесяц на башне заменен пятиконечной звездой, и никто ущерба не понес.
Проводимая местной властью, и тоже, по-видимому, с одобрения татарских историкови этнографов, попытка принудительной ассимиляции кряшенской народности в татарском народе является тоже ошибкой, но выглядит как озорство над кряшенами и издевательство над национальной политикой советской власти. Исправить эту ошибку куда труднее, чем заменить на башне Сеюмбики полумесяц на звезду.
В 1920 г., когда я уже был учеником Тетюшской единой трудовой школы II ступени, от ученика той же школы, татарина, обучавшегося до этого в медресе, узнал, что татары являются потомками уйгуров. Он так и говорил “уйгур аталарыбыз” (наши отцы-уйгуры). Так его обучали. Тогда на это я не обратил никакого внимания, но слова этого мальчика вспомнил много десятилетий спустя, когда заинтересовался происхождением татар. Сначала узнал, что казанские татары возникли на местной этнической основе, а потом не стоило труда расшифроватъ эту самую основу. Она оказалась чувашским народом в главной своей части, так что прав будет тот мальчик, который в наше время будет говорить “чуаш аталарыбыз” (наши отцы - чуваши), а отсюда вытекает: “булгар бабаларыбыз” (наши деды - булгары). Это полностью будет справедливо и для кряшен, но они частично могут быть также потомками угнанных в полон русских, а также христиан, возникших задолго до образования Казанского ханства, в результате сношения с соседями-русскими. Всех их, а также принявших христианство вскоре после присоединения Казани к Москве, русские назвали старокрещеными татарами, так же, как всех бывших подданных Казанского ханства назвали они татарами (историческое недоразумение).
В 1951 году по пути из Москвы в Казань я познакомился с секретарем Чистопольского райкома, переведенным только что в Казань работать инструктором то ли горкома, то ли обкома. На мой вопрос, как они предполагают отметить 400-летие присоединения Казани к Москве, он кратко ответил: “Как прикажут, так и будем отмечать”. В вопросе о реабилитации народности кряшен местные ответственные работники собственное мнение иметь не осмелятся (как кряшены, так и татары) и будут ждать “как прикажут”, хотя этот вопрос следовало поднять там. Им и самим же исправить бы ошибку.
 
С уважением – Максимов И.Г.
 
 
Уважаемые земляки:
 
тов. Андриянов, тов. Тазов С. и тов. Малов Д.!
 
В газете “Социалистик Татарстан” за 16 июля 1974 г. напечатан ответ на ваше письмо о кряшенах. Не разделяя точку зрения га­зеты, но, не вступая пока с ней в дискуссию, посылаю вам свои неко­торые записки по тому же вопросу. Мне хотелось бы узнать, как об­стоит дело со слиянием кряшен с татарами в сельских местностях по существу, а не только формально.
Әүәле заманда, бик күбтәндә түгел, җалганчы муллалар сүзенә ышаныб, ауылы-ауылы белән татарга чыккан крәшеннәр, чуашлар, чирмешләр, арлар бик тырышаларыйы чын татарларга ошарга. Әгәр сүз чыкканда, чукынган кешеләр икәннәрен әйтеб китсән, бик ачыуланар ыйы. Исемдә, мин малай чакта, базардан кайтышлый, татарга чыккан ар ауылынын бай Рахмәтулла, вахытына килгән намазын укырга, бабайларга кереб чыгыун. Әбей жангышыб аңар әүәлеге арча исеме белән Рәкей диб ендәшсә, Рахмәтулла ачуланыб: "Рәкей түгел, Рахматулла мин, акылсыз карчык" диб төзәтә ыйы әбейнен сүзен.
Шулай хәзердә сезнен илдә кем икәннәрен aйтсян: "Ниткән крәшен - чын татарлар без" диб ачуланмыйлар мы?
Убедительно прошу мои записки, по ознакомлению с ними, передать интересующемуся этим вопросом молодому человеку, обучающемуся в вузе или закончившему таковой.
Сау булыгыз.
 

[1] В прежние времена, еще не так давно, поверив словам лживых мулл, целыми деревнями вышедшие в татары кряшены, чуваши, черемисы, ары очень старались походить на настоящих татар. Если в разговоре скажешь, что они крещеные люди, сильно ругались. Помнится, когда я был мальчишкой, к дедушке, возвращаясь с базара, захаживал, чтобы совершить причитающийся ко времени намаз, вышедший в татары бай арской деревни Рахматулла. Если бабушка по ошибке обращалась к нему по его прежнему арскому имени Ракей, Рахматулла, сердясь, поправлял бабушку: «Я не Ракей, я Рахматулла, глупая старуха».
Так же и сейчас в ваших краях, если скажешь, кто они на самом деле, не ругаются ли, говоря «Никакие не кряшены – настоящие татары мы»?
[2] Будьте здоровы.